Общественная организация "РосКомСвобода"в рамках проекта Pandemic Big Brother выпустила отчет о главных инструментах слежки, которые внедрялись правительствами разных стран под предлогом сдерживания распространения пандемии коронавируса. Кратко: Власти разных стран заключали соглашения с местными операторами связи для передачи данных о геолокации граждан. Технологии распознавания лиц стали применяться в том числе для выявления нарушителей обязательного карантина. С момента запуска интерактивной карты Pandemic Big Brother обнаружено как минимум 135 правительственных приложений в 116 странах мира. За время пандемии в РФ граждане получили более 1,1 млн штрафов за нарушение ограничений, связанных с коронавирусом. Дроны стали популярным методом наблюдения за соблюдением режима самоизоляции. Государственные мобильные приложения Приложения для отслеживания контактов с зараженными стали одним из самых популярных цифровых решений, запущенных правительствами стран для предотвращения распространения заболеваемости COVID-19. За время мониторинга цифровых ограничений обнаружено 135 "коронавирусных" приложений, запущенных в 116 странах мира. В ряде стран, где установка отслеживающих приложений являлась обязательной, за отказ установить приложение гражданам грозил штраф. В некоторых случаях государственные приложения использовались для явной слежки за гражданами и нарушали их право на неприкосновенность частной жизни. Одними из первых отслеживать контакты зараженных COVID-19 стали Китай и Сингапур. Сингапурское приложение Trace Together на базе технологии Bluetooth впоследствии стало образцом для разработчиков "коронавирусных" приложений в других странах. Далеко не все из зафиксированных исследователями приложений нарушают право на приватность и другие цифровые права пользователей, однако большинство из них так или иначе отслеживают местоположение устройства, хранят эту информацию и передают другим устройствам и третьим лицам. "Приложения для слежки за людьми, находящимися на домашнем лечении или обязательном карантине, в большей мере нарушают права граждан на частную жизнь. Эти приложения требуют постоянно включенного сигнала геолокации, иногда еще Wi-Fi и Bluetooth, на устройствах пользователей и могут запрашивать селфи для подтверждения того, что человек находится дома", – объясняют в "РосКомСвободе". В РФ с апреля 2020 года власти запустили четыре официальных правительственных приложения для отслеживания контактов с зараженными, выдачи цифровых пропусков и слежки за находящимися на карантине гражданами. Распознавание лиц Технологии видеонаблюдения, в том числе с функцией распознавания лиц, использовались правительствами разных стран для поимки нарушителей обязательного карантина. Единственной страной, где использование технологий распознавания лиц запрещено на законодательном уровне, является Бельгия. Работу технологий распознавания лиц в тестовом режиме протестировали в Арабских Эмиратах, Великобритании и Франции, а в Китае алгоритмы распознавания лиц оказались способны распознавать людей в масках и определять наличие у них температуры. В США на волне протестов Black Lives Matter крупнейшие технологические компании Microsoft, IBM и Amazon, разрабатывающие алгоритмы по распознаванию лиц, приостановили продажу этих технологий правительственным органам. Ряд стран проверял, как граждане соблюдают ограничения на передвижение, с помощью дронов. Дроны "патрулировали" улицы в Австралии, Бельгии, Германии, Греции, Италии, Испании, Китае, Казахстана, ОАЭ и США. Власти Москвы во время пандемии активно внедряли технологии распознавания лиц в систему городского видеонаблюдения. Почти 1,5 млрд рублей потрачено на оснащение общественного транспорта камерами с распознаванием лиц. С введением пропускного режима более тысячи городских камер подключели к системе для контроля режима самоизоляции с выставлением автоматизированных штрафов. При этом наличие вероятности совпадения лица в 74% не помешало судам оставлять в силе штрафы, которые основывались только на данных с камер видеонаблюдения. За время пандемии в России граждане получили более 1,1 млн штрафов за нарушение ограничений, связанных с коронавирусом. "Ускоренный запуск приложений для отслеживания контактов и контроля за гражданами на карантине приводил к тому, что эти приложения работали с ошибками и далеко не во всех случаях оповещали людей или штрафовали за нарушение карантина в тех случаях, когда в действительности нарушений не было", – отметили авторы исследования. Геотаргетинг Еще до появления приложений для отслеживания контактов с зараженными COVID-19, правительства ряда стран признались, что сотрудничают с местным операторами связи для отслеживания перемещений граждан. В Европе минимум восемь операторов сотовой связи согласились предоставлять Еврокомиссии данные о передвижениях граждан. Масштабную слежку за гражданами через данные сотовых операторов запустили в Казахстане по инициативе местной телекоммуникационной компании. Геолокационный анализ отображал активность абонентов и их места скопления на ежечасной основе. Сотовые операторы передавали властям в том числе и данные о звонковой активности каждого абонента. "РосКомСвобода" зафиксировала сбор данных о местоположении пользователей в Австралии, Испании, Чехии, Великобритании, Бразилии, Эквадоре, Словакии, Швейцарии, Китае, Иране. В РФ Минкомсвязь еще в марте требовала от региональных властей предоставлять обезличенные списки номеров мобильных телефонов людей, инфицированных коронавирусом, а также тех, кто находится на обязательном карантине по возвращению из-за границы. "В 2021 году инструменты слежки за гражданами, вводимые под предлогом борьбы с коронавирусом, будут только увеличиваться. Многие из описанных инструментов могут попасть в арсенал инструментов слежки на постоянной основе", – резюмируют авторы исследования. COVID-1984 by ForkLog on Scribd О том, как правительства внедряют инструменты массовой слежки под предлогом коронавируса, читайте в специальном материале ForkLog. https://forklog.com/bezopasnost-prevyshe-svobody-kak-pravitelstva-vnedryayut-instrumenty-massovoj-slezhki-pod-predlogom-koronavirusa/