Популярные криптовалюты

BTC $124,330.67 +0.23%
ETH $4,697.08 +2.98%
XPL $0.9882 +13.22%
BNB $1,294.14 +6.26%
SOL $231.06 -0.63%
DOGE $0.26153 +1.37%
XRP $2.977 -0.48%

1984 хардфорка биткоина

Анатолий Каплан — о том, как целые государства уже сейчас могут осуществить собственные хардфорки первой криптовалюты.  

Что будет, если ведущие государства вдруг решат распространить масштабные гибридные конфликты на криптоэкономику, поставив под удар целостность сети биткоина? Анатолий Каплан задался этим вопросом и обнаружил, что он не такой уж праздный, как может показаться на первый взгляд.

От частного к государственному

Биткоин прошел долгую историю становления от проекта нескольких энтузиастов до самой большой и защищенной PoW-сети в мире. В 2010 году его хешрейт преодолел отметку в 1 GH/s и продолжил неуклонно расти. Сейчас этот показатель находится в районе 1 ZH/s, это приблизительно составляет 20–25 ГВт·ч энергопотребления в сутки, которые обходятся в $800–1000 млн. 

Одним из наиболее сложных периодов в истории биткоина стал 2017 год. Дискуссия о размере блока не привела к консенсусу, и в сети произошел хардфорк. Это дало появление сначала проекту Bitcoin Cash, а затем еще нескольким форкам первой криптовалюты. Однако до 2025 года дожил лишь Bitcoin Cash, за которым стоит Роджер Вер. 

Длительное время предприниматель находился в опале, но в этом году ему удалось заключить выгодную сделку с американскими властями. Фигура Вера окутана экстравагантным ореолом. В начале пути он провозгласил себя «биткоин-Иисусом», не без конфликтов монетизировал доменное имя Bitcoin.com, а к 2017 году личный авторитет позволил ему осуществить успешный хардфорк и создать частную версию цифрового золота. 

Теперь, в конце 2025 года, не кажется таким уж фантастическим вопрос: если отдельному человеку удалось осуществить подобный сценарий, почему его не могут повторить даже не корпорации, а целые государства? Здесь воображение способно нарисовать самые мрачные картины. 

В начале XXI века всеобщие восторги по поводу миллениума разбились о череду разочарований и трагедий. Кровавые конфликты на Балканском полуострове перешли в тлеющую стадию, а их место в глобальном медиаполе благополучно заняли война в Афганистане и Ираке. Как выяснилось, это было только начало. 

К 2010 году планету захлестнула череда по-настоящему масштабных противостояний. Судя по ситуации и риторике глобальных лидеров, этот процесс может в скором времени перерасти в своего рода «мировую децентрализованную войну». 

Она неизбежно отразится и на криптовалютах — и прежде всего на биткоине. Дело не в изменении цены первой криптовалюты или усилении контроля и различных ограничений, но в серии новых разделений цифрового золота через хардфорки. К ним могут быть причастны государства, которые сегодня активно пополняют биткоин-резервы новыми монетами. 

На данный момент распределение хешрейта первой криптовалюты по странам выглядит следующим образом:

Распределение хешрейта биткоина по странам в IV квартале 2025 года. Данные: Hashrate Index. 

Еще интереснее обстоит дело с распределением монет. Приведенные ниже данные отражают приблизительную информацию о количестве биткоинов под контролем отдельных стран: 

Данные: CoinPedia.

Существуют и так называемые биткоины Сатоши или попросту монеты ранних участников сети, принадлежность которых не установлена, доступ к части из них предположительно утрачен. Их суммарное количество по разным данным оценивается так:

  1. От 500 000 до 1,5 млн BTC — «монеты Сатоши».
  2. От 2 млн до 4 млн BTC — «утерянные» монеты.

Но зачем государствам, ведущим войну, вообще форкать биткоин? Это способ сократить стоимость монет противника, поскольку разделение сети неизбежно приведет к перераспределению ликвидности между новыми цепями.  

Также это способ существенно ограничить возможные финансовые операции противника в своей экономической зоне. Предположим, все биткоины после хардфорка принадлежат его инициатору. Соответственно, у противника не остается ресурсов в альтернативной сети и он больше не может использовать инфраструктуру, на которую полагался ранее. Так как инициатива исходит от государства, все крупные биржи и обменники в зоне его влияния не будут поддерживать вражескую цепочку. 

Насколько реален новый хардфорк биткоина 

Предшествовать хардфорку, вероятнее всего, будет цензурирование транзакций в отдельных экономических зонах. Это может быть сделано с помощью контроля майнеров, а также KYC/AML-инструментов. Последние станут просто исключать прием, обработку средств с определенных адресов. Майнеры будут игнорировать их транзакции, биржи блокировать средства и так далее. Это, по большому счету, очередные санкции. Но их вряд ли будет достаточно, чтобы нанести существенный ущерб противнику. 

Куда более выгодным сценарием является именно хардфорк. Он не только повлечет за собой ограбление противника, но и вызовет панику на рынке и в обществе. 

Биткоин не был первым протоколом, который столкнулся с последствиями хардфорка. Другим ярким примером стало разделение Ethereum на две цепочки после краха The DAO в 2015 году и появление Ethereum Classic. Сегодня ETH успешно перешел на PoS, а его альтернативная версия по-прежнему работает на PoW в силу идеологических причин. Так случился прецедент, который легитимизировал все будущие хардфорки.

В случае разрастания «децентрализованной мировой войны» новый хардфорк биткоина неизбежен. Это также станет триггером для аналогичных процессов во многих других PoW- и PoS-сетях. 

Как защититься или снизить риски? Сложно спрогнозировать все вызовы, с которыми столкнутся пользователи в случае подобного развития событий. Ключевые риски, скорее всего, будут связаны с централизованными платформами. Во-первых, участникам рынка потребуется время, чтобы разобраться с последствиями и интегрировать ту или иную цепочку. Во-вторых, многие крупные игроки (в первую очередь биржи) столкнутся с давлением со стороны сразу нескольких государств.

Как Океания, Евразия и Остазия делили биткоин

Смоделируем, как хардфорк биткоина произошел бы во вселенной романа Джорджа Оруэлла «1984», где большая часть мира разделена на три сверхдержавы: Океания, Евразия и Остазия. 

В этой реальности существует четыре версии биткоина:

  • Bitcoin Ocean; 
  • Bitcoin Eurasia;
  • Bitcoin OST;
  • Bitcoin Core — изначальная версия сети, участники которой не приняли ни один из хардфорков от сверхдержав и поддерживают нейтральную сеть, работающую на изначальных принципах первой криптовалюты. 

Как же все начиналось? В один прекрасный день президент Океании объявил войну Евразии. В ответ Евразия совместно с Остазией анонсировала хардфорк биткоина. Благодаря контролю над значительным количеством майнеров противники Океании быстро осуществили хардфорк под названием Bitcoin Global. Им удалось привлечь порядка 70% хешрейта, а также значительную часть ликвидности. 

Помимо отделения от сегмента сети, связанного с Океанией, разделение цепи предусматривало перемещение всех монет, которые оставались без движения более 10 лет, на подконтрольные Bitcoin Global Foundation (BGF) адреса.

Тем временем Океания была вынуждена инициировать собственный хардфорк и ввести на своей территории прямое управление всеми майнинговыми компаниями и биржевыми площадками. Сверхдержава потеряла свыше 70% биткоин-сбережений из-за разделения сети и панических реакций рынка. 

Пока Океания оставалась наедине с новыми проблемами, что-то пошло не так в Bitcoin Global. Несколько чиновников BGF похитили все монеты, полученные в результате изъятия ранних биткоинов, и бесследно исчезли. Попутно они продали не менее половины похищенных активов, обвалив курс. 

Власти обеих стран начали обвинять друг друга в случившемся, эти события привели к расколу между союзниками. Остазия запустила собственный хардфорк и назвала новую сеть Bitcoin OST. Вскоре после этого Евразия выдвинула Остазии требования по передаче всех украденных монет в ее распоряжение. Вместо ответа руководство Остазии объявило войну Евразии. 

Пока разворачивалось все это безумие, небольшая группа энтузиастов продолжила поддерживать оригинальный Bitcoin Core. Благодаря оперативности и нескольким обновлениям безопасности им удалось сохранить около 10% вычислительных мощностей и ликвидности сети.

Каждый из новых биткоинов, кроме Bitcoin Core, также получил ряд дополнительных свойств. Где-то это контроль над обратимостью транзакций со стороны государства, где-то создание аккаунта только после полной идентификации и раскрытия личности. От изначального биткоина в этих сетях осталось не так много. Однако тот самый оригинальный Bitcoin Core все же выжил и продолжил существовать. 

На этом, пожалуй, оставим Океанию, Остазию и Евразию наедине с множеством биткоинов и вернемся в 2025 год. 

Напряженность в мире нарастает с каждым днем, унося тысячи жизней. Продолжение этого процесса приведет в том числе к разделению биткоина. Сегодня суммарная капитализация рынка цифровых валют не так велика, если сравнивать ее, скажем, с показателем мирового ВВП. Однако криптовалюты уже давно доказали свою инструментальную полезность не только сторонникам децентрализации и свободных денег, но и участникам международного политического процесса. 

Вероятно, новое разделение биткоина станет основой для финансовой стратификации общества. В такой реальности лояльность к той или иной сети будет определять не только географию и политические взгляды участников сети, но и всю их социально-экономическую реальность. Какой биткоин выберете вы? 

RSS 04.12.2025 1 122
Источник: https://forklog.com/exclusive/1984-hardforka-bitkoina