Предлагаем вспомнить, как появился Zcash и кто за ним стоит, а заодно понять, сможет ли ZEC заменить биткоин в качестве преемника экономических идей шифропанков.
На фоне коррекции биткоина и большинства крупных альткоинов начал резко расти курс Zcash (ZEC) — монеты, исторически позиционирующей себя в качестве анонимной криптовалюты.
Предлагаем вспомнить, как появился этот проект и кто за ним стоит, а заодно понять, сможет ли ZEC заменить биткоин в качестве преемника экономических идей шифропанков.
Zcash — это пиринговая децентрализованная блокчейн-система с открытым исходным кодом, ориентированная на конфиденциальность транзакций. В ее основе лежит протокол Zerocash, в котором задействована технология доказательства с нулевым разглашением (zk-SNARK). Расчетной единицей служит криптовалюта ZEC.
Доказательство с нулевым разглашением — это криптографический протокол, который позволяет одной стороне (доказывающему) подтвердить истинность утверждения другой стороне (верификатору), не раскрывая в процессе какую-либо дополнительную информацию об этой другой стороне (ни содержания, ни источника, из которого доказывающий узнал о правдивости).
Фундаментальные основы Zcash заложены в 2013 году с появлением Zerocoin. Через год Мэтью Грин, Эли Бен-Сассон и небольшая группа исследователей доработали проект. В техническом документе они раскритиковали отсутствие конфиденциальности у первой криптовалюты и предложили новое решение — Zerocash. Авторы указали, что протокол может быть реализован поверх «любой системы с распределенным реестром, такой как биткоин».
В 2015 году идентифицирующий себя как шифропанк специалист по кибербезопасности Зуко Уилкокс основал Electric Coin Co (ECC), чтобы доработать Zerocash и превратить его в полноценную децентрализованную систему с фокусом на приватность. Через год команда представила ZCash.
Перед запуском мейннета разработчики провели так называемую церемонию доверенной инициализации, в ходе которой каждый участник уничтожил фрагменты закрытого ключа и оборудование в целях безопасности протокола.
В 2018 году процедура повторилась в рамках подготовки к обновлениям сети. В ней участвовали около 90 членов сообщества и команд разработчиков, которые использовали различные подходы для генерации параметров.
При написании материала не удалось найти абсолютно независимого внешнего аудита, подтверждающего, что все оборудование и каждый ключ были действительно уничтожены в ходе церемоний. Один из участников, программист Питер Тодд признал:
«[…] вы просто вынуждены доверять мне и еще пяти участникам […]. Невозможно доказать третьей стороне, что мы не сговорились, чтобы сохранить секретный ключ».
В 2020 году журнал Forbes иронично заметил, что «шифропанк» Уилкокс заказал тесно сотрудничающей с американским государством корпорации RAND исследование о возможном использовании Zcash в незаконных целях. Кроме того, в 2022 стало известно, что в запуске монеты принимал участие экс-сотрудник АНБ и ЦРУ Эдвард Сноуден.
Кто такой предполагаемый создатель биткоина Питер Тодд?Изначально протокол содержал два типа адресов: прозрачные «t»-адреса и приватные «z»-адреса. Пользователи могли переводить ZEC:
В 2022 году в рамках крупного обновления Network Upgrade 5 разработчики представили унифицированные адреса — формат, предоставляющий пользователям единый адрес Zcash, совместимый со всеми существующими пулами.
Monero, Zcash, Dash: как сейчас поживают три анонимных «старика»31 октября 2025 года ECC опубликовала дорожную карту на IV квартал 2025 года. Среди ключевых приоритетов — внедрение одноразовых адресов для обменов ZEC через протокол Near Intents и автоматическая генерация новых адресов после получения средств. Это совпало с ростом интереса к сектору приватных монет и зарождению нарратива о Zcash как возможном «идеологическом преемнике» биткоина.
В конце мая капитализация сектора монет с фокусом на конфиденциальность превысила $10 млрд. Согласно CoinGecko, на момент написания этот показатель оценивается уже в $26,6 млрд.
Данные: CoinGecko (на 06.11.2025).
Динамика сектора приватных монет шла вразрез с общими рыночными настроениями. Некоторые эксперты связали это с растущим давлением на приватность: от введения цифровых ID до запрета в ЕС анонимных криптосчетов и использования приватных монет.
Особую обеспокоенность вызвал законопроект «О контроле чатов» (Chat Control), который сейчас рассматривают европейские власти. Документ предусматривает отслеживание личных переписок пользователей с помощью ИИ для поиска запрещенного контента.
«Слежка и цензура не ослабевают, а усиливаются. Приватность будет становиться только ценнее. Все больше людей начнут осознавать, насколько их действия прозрачны в сети, а устойчивые к цензуре технологии станут нашим щитом. Для ZEC — это только начало», — написал бывший советник Белого дома и член консультативного совета Zcash Тор Торренс.
Павел Дуров предупредил о «скорой гибели» свободного интернетаНа этом фоне из всего сегмента заметно выделился именно ZEC — за несколько месяцев активу удалось обойти Monero в рейтинге приватных криптовалют. 6 ноября цена монеты превысила уровень $500, а ее капитализация достигла $8,68 млрд.
Данные: CoinGecko.
Объем приватных транзакций Zcash достиг рекорда в 4,96 млн ZEC — более 30% от общего предложения, по данным ZecHub.
Некоторые восприняли такой рост ZEC как сигнал о появлении запроса на приватные решения. Так, CEO Solana Helius Labs Мерт Мумтаз заметил, что подобные Zcash инструменты «реально усиливают конфиденциальность криптовалютных систем», а венчурный капиталист Наваль Равикант приватную монету «страховкой от биткоина».
Аналитик Galaxy Digital Уилл Оуэнс допустил, что Zcash может стать «духовным преемником» первой криптовалюты. По его словам, сторонники приватной монеты называют ее «зашифрованным биткоином», что контрастирует с ситуацией вокруг цифрового золота, где ETF укрепляют роль централизованных кастодианов.
«Криптография остается оружием слабых против сильных»Web3-исследователь Владимир Менаскоп в комментарии Forklog усомнился в том, что Zcash унаследовал ту роль, которую изначально играл биткоин. При этом он признал, что хотел бы подобного развития и что сегодня первая криптовалюта все больше подвержена централизации:
«Да, пока частных держателей больше 50–60%, но, во-первых, они сдают позиции; а, во-вторых, все чаще мы встречаем биткоин-максималистов, которые не понимают, что один чейн, который правит всеми, а тем более один коин — худшее, что могло случиться с Web3».
В разговоре с редакцией экономист-либертарианец и сторонник австрийской школы Евгений Романенко напомнил, что основной идеей криптовалют «была, есть и будет анонимность».
«Биткоин […] не соответствует интересам властей, и они закономерно пытаются взять его в свои лапы. Это угрожает приватности, потребность в которой философски никуда не исчезнет. Результатом будет рост спроса на другие «частные деньги» — решения, по-прежнему обеспечивающие приватность. В этом смысле и у биткоина есть альтернативы», — отметил эксперт.
По его мнению, такой альтернативой вполне может стать Zcash.
Тем не менее вопросы остаются, причем не только к самой анонимной монете и ее реальному уровню конфиденциальности, но и к возможностям развития подобных проектов в условиях жестких нормативных требований.
Приватные монеты давно вызывают недовольство регуляторов и становятся объектом пристального внимания. А с ростом институционального, корпоративного и государственного интереса к крипторынку давление только усиливается, в том числе со стороны самих участников индустрии.
Несмотря на это, эксперты сходятся во мнении, что в текущих условиях развивать ориентированные на приватность проекты реально. По словам Романенко, несмотря на легальную оболочку, суть вмешательства властей — покушение на личную свободу и собственность. В свою очередь, Менаскоп напомнил: запреты властей работают со скрипом.
Новый мировой консенсусПо мнению Менаскопа, текущий рост ZEC обусловлен не более чем маркетингом. И действительно, на протяжении своего существования проект оставался нишевым решением, оставаясь в тени того же Monero.
«Другое дело, что помимо этого существует боковой тренд, который я описывал в 2020 году — рост значимости анонимных криптовалют и приватных DeFi. И этот тренд никуда не делся, а только усилился благодаря нынешнему хайпу», — добавил эксперт.
С большой долей вероятности Zcash не превратится в одночасье в главную монету шифропанков и вся эта история — не о преемственности идеалам Сатоши Накамото. Просто в мире, где контроль становится нормой, приватность превращается в необходимость.
Текст: Алиса Дитц