Российский стейблкоин A7A5 набрал $500 млн капитализации и стал крупнейшим в мире среди всех не привязанных к доллару. Это произошло несмотря на международные санкции. Токен выпущен в Кыргызстане и жёстко привязан к рублю в соотношении 1 к 1. По данным CoinMarketCap и DeFiLlama, он уже занимает около 43% всего рынка стейблкоинов, не привязанных к доллару. […]
Российский стейблкоин A7A5 набрал $500 млн капитализации и стал крупнейшим в мире среди всех не привязанных к доллару. Это произошло несмотря на международные санкции.
Токен выпущен в Кыргызстане и жёстко привязан к рублю в соотношении 1 к 1. По данным CoinMarketCap и DeFiLlama, он уже занимает около 43% всего рынка стейблкоинов, не привязанных к доллару. Общий объём этого сегмента оценивается в $1,2 млрд.
Структура рынка недолларовых стейблкоинов. Источник: DeFiLlama
Быстрый рост A7A5 вызывает обеспокоенность у западных регуляторов. Они считают, что проект может использоваться для обхода финансовых ограничений, введённых против России после вторжения в Украину в 2022 году.
Проект A7A5 запустили в феврале компания A7, занимающаяся трансграничными платежами, и Промсвязьбанк, который контролируется государством. Одним из совладельцев считается молдавский беглый банкир Илан Шор. Все участники уже находятся под санкциями США, Великобритании и ЕС.
Токен сразу позиционировали как «цифровой рубль». Он обеспечен фиатными депозитами в банках Кыргызстана, а держатели получают ежедневный пассивный доход — примерно половину процентной ставки по этим вкладам.
Монету выпустили на блокчейнах Ethereum и Tron. A7A5 подаётся как инструмент для международных расчётов с торговыми партнёрами России.
Почти сразу после запуска блокчейн-аналитики связали токен с биржей Grinex. Её считают преемником российской платформы Garantex, на которую уже наложены санкции. В августе Минфин США внёс Garantex и связанные с ней компании в санкционный список, указав, что A7A5 выпускается при участии Промсвязьбанка и Илана Шора.
Читайте также: Три экономических сигнала США, за которыми следят трейдеры BTC и ETH
Вскоре Великобритания ввела санкции против нескольких банков Кыргызстана. Причина — подозрение, что Москва использует стейблкоиновую инфраструктуру, чтобы обходить ограничения со стороны Запада.
Несмотря на все ограничения, капитализация A7A5 почти не менялась всё лето, а в конце сентября резко пошла вверх. 25 сентября стоимость токена выросла на $350 млн за один день, что стало приростом на 250%. A7A5 обошёл евро-стейблкоин EURC от Circle и стал крупнейшим недолларовым стейблкоином в мире.
Согласно данным Elliptic, на 26 сентября в обороте было уже более 41 миллиарда токенов A7A5, а общий объём транзакций превысил $68 миллиардов.
В Telegram-канале проекта это назвали исторической вехой. По словам авторов, A7A5 якобы «доказал, что национальная цифровая валюта может быть не просто альтернативой доллару, а инструментом глобальных перемен». Западные власти, впрочем, настроены куда менее оптимистично.
Сегодня Bloomberg сообщил, что Евросоюз планирует ввести новые ограничения в отношении A7A5. В рамках инициативы могут запретить любые операции с этим токеном для компаний и пользователей, находящихся в ЕС.
В санкционный список также предлагают включить банки из России, Беларуси и Центральной Азии, которые, по версии властей, помогают проводить криптовалютные переводы в интересах Москвы.
Рост A7A5 совпал с активным развитием альтернатив российской стороной. После отключения от системы SWIFT в 2022 году страна ищет способы обойти международные барьеры. Эксперты считают, что новый стейблкоин стал для российских компаний удобным решением: он ускоряет международные расчёты и помогает избежать заморозки платежей.
По открытым данным, расчёты с использованием A7A5 можно закрыть в течение пяти рабочих дней. Это в разы быстрее, чем через классические банковские каналы, где переводы могут зависать на недели.
По информации TRM Labs и Elliptic, ежедневный оборот токена сейчас превышает $1 млрд. Уже к концу августа суммарный объём транзакций перешагнул отметку в $41 млрд.
Аналитики TRM также предупреждают, что через A7A5 могут закупаться товары двойного назначения — например, техника, которую можно использовать как в гражданской, так и в военной сфере. Упоминаются маршруты через Китай и Центральную Азию.
Читайте также: ЦБ России проведёт масштабную проверку криптоактивов страны
Центр информационной устойчивости (CIR) отмечает, что в августе почти 78% всех операций с A7A5 проходили через китайскую юрисдикцию. Кроме того, проект начал активно продвигаться в Африке — офисы появились в Нигерии и Зимбабве.
Про A7A5 заговорили на международной арене после конференции Token2049 в Сингапуре, где на сцену вышел один из топ-менеджеров проекта Олег Огиенко. Его участие вызвало бурную реакцию: начались обсуждения, почему организаторы криптособытий не фильтруют компании, попавшие под санкции.
Хотя команда A7A5 утверждает, что не связана с Шором и Промсвязьбанком, документы говорят об обратном. Илан Шор, находящийся в розыске в Молдове по делу о хищении миллиарда долларов, владеет 51% в A7. Оставшиеся 49% принадлежат Промсвязьбанку, обслуживающему оборонную сферу России. Оба фигуранта попали под западные санкции в 2022 году.
Несмотря на претензии к прозрачности и концентрации активности, A7A5 продолжает набирать обороты. У токена уже около 24 тысяч держателей, а на его децентрализованной бирже за последние недели добавили свыше $100 млн ликвидности в USDT.