Гость «Подкастового общества» — юрист Legal Crypto Денис Маясов.
Обыски в обменниках «Москва-Сити» прошли из-за приближения конца года и необходимости сотрудникам правоохранительных органов «реализовать материал». Об этом юрист Legal Crypto Денис Маясов рассказал в эфире «Подкастового общества» на YouTube-канале ForkLog.
ForkLog (FL): Привет, Денис. Расскажи, что происходит в «Москва-Сити»? Все обменники закрылись или это фейк?
Денис Маясов (Д. М.): История с обменниками сейчас налаживается. Даже те, к кому заходили «ребята в форме», уже функционируют.
FL: Речь про Rapira и Mosca?
Д. М.: Mosca на сегодняшний день открыта, она почти сразу начала работать. У Rapira вывод средств неактивен, но приложение работает в штатном режиме.
Проверка началась еще в конце сентября. Многие сказали, что обмена больше не будет, изъяли все деньги, «Федерация» якобы без средств.
Так ли это? Не совсем. Действительно, изъяли большой объем денег, технику, в том числе ноутбуки, телефоны и иные средства связи. Рейды были такие, что никто к ним не был готов. Зашли очень сильно, грубо.
FL: Почему это происходит?
Д. М.: Сейчас конец года, нужно создавать реализацию материалов. Оперативные сотрудники этим активно занимаются. Можно найти много денежных средств, карт, которые неизвестно на кого оформлены.
У нас последний кейс, когда курьер поднимался на лифте, имея около 7 млн рублей. Оперативный сотрудник у него забрал всю наличку под акт, начал задавать вопросы об экономическом смысле операции. Курьер не смог ответить.
FL: В качестве одной из причин проверок называется борьба с оттоком капитала. Насколько это правда?
Д. М.: Официально это не подтверждено, но во многих сводках упоминается.
Сегодня оперативные сотрудники активно ищут «дроповодов». Это первое звено, за которым гонятся. Потому что очень интересная статья, и на ней действительно много статистики делают. Это особенная мотивация для оперативных сотрудников. Ну и курьеры. В первую очередь те, которые работают на колл-центр.
FL: Почему именно Rapira и Mosca выбрали?
Д. М.: К Rapira очень давно не заходили. Были какие-то рейды, но не совсем активные. Не было ничего настолько глобального, как сейчас. Насчет Mosca я не знаю, с чем это связано.
В июле или июне был блокчейн-форум. Не помню точно месяц. В этот день к ним зашли «тяжелые», у них был обыск. Недавно была другая конференция. И в этот же день как раз в Mosca тоже зашли.
FL: Другие обменники в итоге закрылись?
Временно. Как устроена политика, связанная с производством подобных мероприятий? Сотрудники не делают рейд на какой-то один обменник. Они проверяют сразу всю башню.
И сотрудник может у любого человека или обменника что-то изъять под протокол. Из-за этого на многие площадки зашли.
FL: Следственные действия проходили в рамках профессиональной проверки без возбуждения уголовного дела?
Д. М.: У нас есть Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». В рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудник имеет право проводить те или иные действия, которые посчитает нужными для поиска преступлений.
Это активно применяется в башнях «Федерация», «Империя» и сопутствующих зданиях «Москва-Сити». Действия являются процессуальной проверкой.
FL: Одна из версий причин проверок: некий 38-летний Роман Новак называл себя другом Павла Дурова и предлагал TON со скидкой. Он оказался мошенником и сбежал в Дубай. Насколько это реалистичная и правдивая история?
Д. М.: Я в эту версию не верю. Любая теория имеет право на существование. Но эта абсурдна. Я думаю, что владельцы обменников и бирж гораздо умнее.
FL: Как вести себя трейдерам во время проверки?
Д. М.: Во-первых, нужно спокойно реагировать. Зачастую трейдеры об этом забывают и, к сожалению, не совсем корректно себя ведут. Есть два варианта: либо они лежат в наручниках на полу, либо ведут разговор с сотрудником.
Нужно сразу понимать, что ты скажешь. И это должно быть не то, что ты выдумал, а версия, которая имеет право на жизнь. Не стоит конфликтовать с сотрудниками полиции, потому что когда они приходят на оперативное мероприятие, у них развязаны руки. Можно сделать только хуже себе.
FL: Есть вероятность, что трейдера отпустят с деньгами и трогать не будут?
Д. М.: У нас была история. Буквально месяца полтора назад человек пришел в обменник, который накрыли, и его товарищ позвонил нам. Мы приехали, начали общаться в правовом поле. И денежные средства были отданы. Мы на месте дали объяснение, задокументировали все, не была применена никакая физическая грубая сила к этому трейдеру, все закончилось хорошо.
FL: Бывают ситуации, когда средства изымают нечестно, без протокола?
Д. М.: Было такое. Но сейчас все меньше подобных случаев.
FL: Ты упоминал о незаконном выводе средств через границу. Какие это в основном направления, куда утекает российский капитал?
Д. М.: Сегодня весь капитал утекает в Дубай.
FL: Еще одна из теорий, что в деле фигурирует ряд чиновников. Насколько это близко к реальности?
Д. М.: Пока эта история неподтвержденная, нужно ждать. Я думаю, вряд ли официальные источники подтвердят данный комментарий.
FL: Известны истории, что обмены проходят в квартирах, съемных апартаментах, в лобби башен. Стоит ли ждать волны облав там?
Д. М.: Во многих регионах есть такая формулировка: «обмен на коленках». Он производится в машинах, кафе, еще где-то. Сейчас в Москве все централизовано, красиво, все привыкли к комфорту, но такая история тоже возможна.
FL: Какое, на твой взгляд, будущее обменников в РФ?
Д. М.: Я думаю, что в ближайшее время будет взаимодействие ЦБ, Росфинмониторинга и обменников. Появятся 5–10 площадок, которые будут работать под эгидой централизации через банковские каналы и при поддержке государства.
FL: Что с P2P в России?
Д. М.: Что такое P2P? Это покупка-продажа криптовалют. У нас эта история законна. Вопрос в том, что сегодня сам формат P2P-платформ чрезвычайно напряженный: каждая, наверное, третья транзакция под большой угрозой. Ты можешь попасть в список 115-ФЗ и 161-ФЗ. Либо еще хуже: когда к тебе придут с обыском, а ты всего лишь продавал криптовалюту.
В связи с чем многие от этого уходят, идут в другие подразделы. Сегодня весь наркотрафик идет через P2P.
FL: P2P подпадает под налоговый режим. Каким образом и за что надо платить?
Д. М.: История суперактуальна, и сегодня это основное, что нужно делать. Если ты зарабатываешь, есть доход от продажи криптовалют, необходимо платить с этого налог.
Подписаться на подкаст:
Apple Podcasts
Spotify
YouTube
Deezer
Яндекс.Музыка
YouTube Music