Компания Suno представила «первую в мире» генеративную DAW — Suno Studio, которая «кардинально переосмысляет процесс создания музыки».
Компания Suno представила «первую в мире» генеративную DAW — Suno Studio, которая «кардинально переосмысляет процесс создания музыки».
«Традиционные DAW долгое время служили продюсерам, но у них всегда было одно ограничение: работать можно лишь с тем, что уже существует», — говорится в уведомлении компании.
На сайте фирмы отмечается, что Suno Studio меняет подход к музыке, делая генеративные технологии на основе искусственного интеллекта центральным элементом творческого процесса и предоставляя артистам возможность преодолевать барьеры и открывать новые музыкальные горизонты.
Suno Studio совмещает технологию генеративной музыки с профессиональными многоканальными инструментами редактирования, позволяя создавать инструментальные треки, аранжировать композиции и экспортировать аудиофайлы.
Платформа поддерживает загрузку аудиосемплов.
Запуск последовал вскоре после версии v5 — обновленной модели генеративной музыки, которую компания называет своей «самой продвинутой на сегодняшний день». По словам Suno, она «сочиняет как музыкант, адаптируется как соавтор и создает так, как никогда прежде».
Сооснователь и CEO Suno Майки Шульман назвал разработки частью более масштабной трансформации музыкального продакшена:
«Мы становимся свидетелями смены парадигмы, происходящей прямо сейчас в студиях, когда ИИ становится частью творческого процесса все большего числа артистов».
Тем временем Spotify внедряет комплекс новых инструментов и политик для выявления и маркировки музыкального контента, созданного с помощью искусственного интеллекта.
Основные меры включают внедрение стандарта DDEX для раскрытия использования ИИ в создании музыки, запуск фильтров для обнаружения спама и поддельных треков, а также запрет на несанкционированные голосовые клонирования и дипфейки. Эти меры направлены на защиту прав артистов и повышение прозрачности для слушателей.
Suno Studio включает функции генерации музыкальных элементов, которые подстраиваются под существующие аудиодорожки. Пользователи могут управлять BPM, громкостью, тоном и другими параметрами.
Запуск продукта происходит на фоне растущего юридического давления на Suno со стороны музыкальной индустрии. Крупные лейблы подали обновленную жалобу, утверждая, что компания использовала защищенную авторским правом музыку для обучения ИИ-моделей.
Suno Studio доступна в плане Premier стоимостью $30.
ForkLog обсудил новые возможности Suno Studio с вокалистом группы «Сингулярное разложение» Всеволодом.
ForkLog (FL): Каково было ваше первое ощущение от работы в Suno Studio по сравнению с привычными DAW?
Всеволод: Первое ощущение — удивление от возможности работать в облаке, без установленного софта на родном компьютере. Работает шустро, интерфейсы похожие, видимо, отдают дань уважения FL Studio. Мне понравилась возможность сворачивать ненужные на текущий момент окна внутри студии. Я видел похожую гибкость в Blender. Летает шустро в отличие от бета-версии той же Studio. Я ковырял ее около месяца. По сравнению с выпуском конечно земля и небо.
FL: Какие новые творческие возможности открылись благодаря генеративным инструментам Suno?
Всеволод: Все, что взбредет в голову, можно написать промптом, а Suno сгенерирует пару вариантов и, скорее всего, это будет то, что нужно. Генерации v4,5 были уже близки к тому качеству, при котором практически невозможно отличить живого исполнителя от ИИ.
В основном проверяли по ударениям на е и ё и на смягченных несонорных согласных «ря», «пя», «тя» и так далее. Благодаря Studio появилась возможность сразу же править эти мелкие шероховатости без полной реаранжировки трека. В бета-версии можно было это делать с текстом, а в этой уже можно менять составные части — барабаны, гитару, синты и т. д.
FL: Насколько легко интегрировать сгенерированные элементы (ударные, вокал, синтезаторы) в ваш рабочий процесс?
Всеволод: А для меня это нерабочий процесс. Для меня это расслабон. Но судя по тому, что мои знакомые звукари работают с форматом WAV, думаю будет удобно. Можно скачать их так называемые Stems и встроить в свою DAW.
FL: Приходилось ли вам существенно дорабатывать материал вручную или результат можно использовать сразу?
Всеволод: Я замороченный на качестве и поэтому мне не приходилось использовать результат сразу. Даже те композиции, которые уже выложены в общий доступ Suno, все еще не идеальны, а это значит, что я не могу их выложить для сообщества. Однако благодаря Studio я близок к этому.
FL: В чем Suno Studio уже выигрывает у Ableton, Logic Pro или FL Studio, а где пока уступает?
Всеволод: Выигрывает она в одном и это перечеркивает все плюсы других — действительно безграничная библиотека данных, которую не вместит ни одна DAW.
У любого звукорежиссера есть своя библиотека и он при создании музыки так или иначе обращается к другим. Скачивает звуки на сторонних ресурсах, загружает к себе, отслушивает каждый сэмпл, подбирает нужный, примеряет его и добавляет в проект. Studio убирает в худшем случае два первых шага, в лучшем — четыре. Вы работаете внутри своего проекта, а ИИ подбирает наиболее подходящий саунд.
Из минусов — ИИ знает как сделать модно, но не знает как сделать так, как надо именно вам. Здесь могут возникнуть противоречия.
FL: Удобно ли управлять базовыми параметрами — BPM, громкостью, темпом?
Всеволод: Удобно. Интерфейс на уровне. Особенно мне понравилась возможность подгонять темп сгенерированного сэмпла под общий темп трека. Возможно, это было и в других студиях, но для меня это в новинку.
FL: Какие функции кажутся наиболее полезными именно для профессионала, а какие — скорее для новичков?
Всеволод: Для профи будет важна возможность сделать демку со звучанием. Не надо заморачиваться с подбором реальной модели, оплачивать ей студию, записывать и т. д. Сгенерил, послушал, понял, что «класс» или «не очень», пошел дальше дорабатывать.
Для новичка студия не нужна, если только он не хочет получить новый опыт или убедиться в том, что он платит деньги своему звукорежиссеру за реальный труд. Новичку будет достаточно v5.
FL: Что, на ваш взгляд, Suno Studio нужно добавить или доработать в следующих версиях?
Всеволод: Лично мне не хватает большей работы с бэк-вокалистами. Я вижу, что в Studio есть возможность вытащить дорожку бэк-вокала и меня это радует. С момента выхода Studio прошло четыре часа, я попробовал доработать один из своих треков, но столкнулся с неприятностью — партию на русском языке мой бэк-вокалист начитывал с невероятным французским акцентом, хотя в моих метатегах этого не было. А это звучит довольно страшно — французский скрим, вы только подумайте.
FL: Считаете ли вы эту платформу пригодной для применения в студийной работе или коммерческих проектах?
Всеволод: Я думаю, что большие дядьки как сидели на лоджике, так и будут там сидеть. Я верю в то, что Studio — это та самая возможность делать настоящую музыку без купюр самостоятельно, без лейбла и контракта.
Напомним, в августе автор YouTube-канала «Ай, гитарист!» Андрей рассказал ForkLog об искусстве нейрокаверов и значении криптовалют для рынка ИИ-музыки.