Тренд на создание цифровых казначейств (DAT) вызвал споры среди участников рынка. Об этом пишет The Block.
Тренд на создание цифровых казначейств (DAT) вызвал споры среди участников рынка. Об этом пишет The Block.
Концепция корпоративных резервов в криптовалюте зародилась в 2020 году, когда Майкл Сэйлор решил превратить свою компанию Strategy в крупнейшего публичного держателя биткоина.
После роста цифрового золота ее рыночная стоимость взлетела, что привлекло внимание других фирм. В 2024 году волна DAT распространилась на другие активы — Ethereum и Solana.
Сторонники утверждают, что такие структуры «повышают видимость экосистемы» и создают долгосрочную ценность.
«Управляющие криптоказначействами компании толкают цены токенов вверх, что привлекает пользователей, разработчиков, а также способствует появлению dapps. Все это может значительно повысить видимость экосистемы монеты, особенно среди традиционных инвесторов и институциональных игроков», — отметил главный стратег компании Upexi Брайан Рудик.
Однако критики, включая директора по исследованиям The Block Стивена Чжэна, указывают на риски конфликта интересов. По его словам, многие DAT формируются при участии при участии инсайдеров, которые могут покупать токены со скидкой перед публичным анонсом.
Связанная с семьей Дональда Трампа компания World Liberty Financial привлекла $1,5 млрд для создания казначейства под токен WLFI, который не торгуется на биржах.
Сооснователь проекта Зак Уиткофф заявил, что монеты были приобретены через компанию ALT5 со скидкой в 64% от «предполагаемой рыночной цены» ($0,2 против $0,56). Эрик Трамп вошел в совет директоров ALT5, усиливая связи между проектом и администрацией.
Аналогичная история произошла с TON Strategy (ранее Verb Technology), которая объявила о привлечении $558 млн для покупки Toncoin.
В сделке участвовали компании Kingsway Capital, Ribbit Capital и Vy Capital, которые одновременно являются ранними инвесторам TON. Гендиректор Kingsway Мануэль Штотц также занимает пост президента TON Foundation и исполнительного председателя недавно созданного DAT — TON Strategy.
Согласно поданной в SEC презентации для инвесторов, TON Strategy сможет купить Toncoin со скидкой 40% благодаря «связям в экосистеме TON».
По словам некоторых экспертов, подобные замкнутые сделки — не новшество для индустрии.
«Информация, которая в криптоиндустрии считается серой зоной, в мире акций вполне может быть признана инсайдерской», — сказал анонимный собеседник The Block.
Критики DAT обратили внимание и на сделки с участием других известных в отрасли фигур. Так, семейный офис основателя Binance Чанпэна Чжао вложил $500 млн в преобразование компании CEA Industries в казначейство BNB. Ранее он сообщал, что 98% его криптоактивов приходится на этот токен.
В июне после сделки на $100 млн компания SRM Entertainment переименовалась в Tron Inc. Джастин Сан стал ее советником. Фирма позиционирует себя как крупнейший корпоративный держатель TRX.
В июле биотехнологическая компания Sonnet BioTherapeutics провела ребрендинг, сменила название на Hyperliquid Strategies и перешла к накоплению токена HYPE.
До объявления о создании DAT акции компании держались на уровне $1. Однако за две недели до публичного объявления Sonnet продала конвертируемые облигации на $2 млн неназванным аккредитованным инвесторам. После этого котировки начали быстро расти, прибавив более 300%, а затем достигли $10.
В итоге фирма приобрела 12,6 млн токенов на $583 млн при поддержке Paradigm. Впоследствии выяснилось, что 98% акций Sonnet принадлежит Rorschach I LLC, аффилированная с Paradigm структурой.
Технический директор Komodo Кадан Штадельманн назвал все примеры «той самой круговой экономикой, которая дает криптоскептикам пищу для разговоров на годы вперед».
«Когда казначейская компания берет деньги у венчурных фондов или фонда развития, чтобы купить токены, которыми те же фонды уже владеют, это не управление активами — это создание ликвидности для выхода. Это сделки с самим собой, замаскированные под развертывание капитала», — отметил он.
CEO Alluvial Мара Шмидт заняла более оптимистичную позицию. По ее словам, стремление криптопроектов создавать публичные компании представляет возможность повысить уровень подотчетности.
«Публичные компании обязаны соблюдать строгие требования по раскрытию информации и поддерживать прозрачную политику в отношении конфликтов интересов. Когда такие организации участвуют в криптоказначействах, они привносят уровень ответственности, который может поднять стандарты для всей экосистемы», — подчеркнула она.
Напомним, основатель Ethereum Виталик Бутерин поддержал корпоративные казначейства во второй по капитализации криптовалюте, но предупредил о рисках. По его словам, чрезмерное использование заемных средств компаниями может превратить это в «опасную игру».