Как GameFi-индустрия пересобирает себя в 2025 году.
GameFi — одно из самых противоречивых направлений в блокчейн-индустрии. От громких обещаний пассивного дохода в играх до массового разочарования и краха некоторых ключевых проектов — путь был непростым.
В 2025 году сегмент перешел в новую фазу: отказ от спекулятивного хайпа, повышение качества платформ и игровых механик, а также адаптация под реальные потребности игроков и инвесторов. В этой статье представлен анализ эволюции GameFi, ключевых вызовов и перспектив развития рынка
В 2020–2021 годах на фоне роста децентрализованных финансов (DeFi) к простейшим игровым механикам, которые предлагали проекты вроде CryptoKitties, добавилась модель Play-to-Earn (P2E). Она позволяла зарабатывать токены за активность, что привлекло миллионы пользователей, особенно в странах с нестабильной экономикой.
Так, на пике популярности проект Axie Infinity позволял игрокам из Филиппин и Венесуэлы получать доход выше средней зарплаты: они покупали NFT-питомцев, участвовали в сражениях и получали вознаграждение в виде токенов Smooth Love Potion (SLP).
Тем не менее модель P2E оказалась экономически неустойчивой. После резкого роста в 2021 году Axie Infinity пережила значительный спад: пользовательская база сократилась почти на 90%, а токены потеряли в цене.Как отмечается в исследовании Nansen за 2022 год, модель была построена на предпосылке постоянного притока новых игроков — это сделало систему уязвимой. Массовая фиксация прибыли и вывод средств в фиат усилили давление на токен SLP, запустив «спираль смерти». В результате его стоимость упала примерно на 86% за год.
Схожая ситуация произошла с The Sandbox — несмотря на коллаборации с известными брендами, проект не смог удержать пользователей. По данным Messari, на 1 марта 2025 года рыночная капитализация The Sandbox составляла $661,7 млн ($1,3 млрд в декабре 2024). Цена токена SAND снизилась с $0,54 до $0,27, потеряв более 50% за квартал.
Но самым показательным стал случай Decentraland — несмотря на раскрученный статус, метавселенная испытывала постоянное снижение активности: в октябре 2022 года в системе выполнялось менее 1000 транзакций в сутки.
Архитектурные особенности первых GameFi-проектов изначально создавали ряд проблем:
После провала первого поколения GameFi-проектов на рынок обрушился шквал критики — как со стороны традиционных геймеров, так и криптосообщества. Многие команды ушли, но часть осталась и приступила к полной перестройке архитектуры сегмента. Проекты начали переосмысливать подходы, включая в производство следующие пункты.
Разумная токеномика. Модель Play-to-Earn, изначально сфокусированная на заработке, часто шла вразрез с качеством геймплея. Ее вытесняет подход Play-and- Earn — когда приоритет отдается игровому процессу, а доход становится приятным бонусом. В успешных проектах, таких как Pixels и Big Time, токены выполняют утилитарную функцию: они открывают доступ к событиям, улучшениям, голосованиям в ДАО. Вознаграждения ограничены, а внутриигровая экономика сбалансирована.
Обновленный UX. Чтобы решить проблему высоких комиссий и медленных транзакций в Ethereum, GameFi-проекты переходят на L2-решения: Arbitrum, ZKsync, Starknet. Это позволяет существенно снизить стоимость операций и приблизить пользовательский опыт к привычному Web2-уровню.
Параллельно упрощается онбординг: появляются беспарольные авторизации, аккаунты-абстракции и подписочные модели. Игроку больше не нужно разбираться в тонкостях блокчейна — он просто заходит и играет.
Аналитики Delphi Digital подчеркивают, что решения второго уровня играют ключевую роль в улучшении UX и снижении транзакционных издержек. В отчете The Complete Guide to Rollups они подробно описывают преимущества ZK-роллапов и «оптимистических» роллапов — от масштабируемости до минимизации затрат, что критически важно для игровых dapps.
Гибридный геймдизайн. Раньше достаточно было создать токен, чтобы запустить проект. Сейчас GameFi-сообщество конкурирует с Web2-геймдевом по глубине механик, удобству интерфейса и уровню вовлечения.
Многие проекты возвращаются к проверенной модели монетизации: внутриигровые покупки (скины, апгрейды, персонажи) остаются опциональными и не влияют на баланс. Это позволяет внедрять Free-to-Play, при котором NFT можно получать через внутриигровые достижения или дропы без обязательных вложений на старте.
Такой подход снижает барьеры для новых пользователей и формирует честную игровую среду. Пример — Big Time, где NFT используются исключительно для кастомизации и не дают преимущества в игровом процессе.
Рост UGC-экосистем. Игры с пользовательским контентом стали ключевым трендом. Через ДАО-сообщества и встроенные редакторы игроки создают собственные карты, режимы, предметы, которые влияют на развитие проекта и приносят доход.
К проектам, проводящим масштабную перестройку архитектуры GameFi, можно отнести:
В 2025 году становится ясно: GameFi не умет, а трансформируется.
На горизонте — еще более глубокая трансформация. Интеграция искусственного интеллекта позволяет создавать адаптивный игровой опыт: динамичные NPC, процедурный нарратив и персонализированные сценарии. Например, разработчики используют LLM, которые учатся и адаптируются к действиям игрока.
Комания NVIDIA уже тестирует автономных игровых персонажей под названием ACE — они умеют вести диалоги, адаптироваться к действиям игрока и помогать ему в боях, как это показано в демонстрации на базе PUBG. Развитие AR/VR и пространственных вычислений также ускоряется: ученые используют обучение с подкреплением для динамичной процедурной генерации сюжетных AR-миров.
Кроссчейн-гейминг решает проблему фрагментации: протоколы Inter Blockchain Communication (IBC) и Cross-Chain Interoperability Protocol (Chainlink CCIP) позволяют NFT и другим токенам свободно перемещаться между цепочками, что критически важно для построения мультиигровых экосистем. Все это расширяет потенциал GameFi как долгосрочной экосистемы и усиливает ее привлекательность для новых игроков и разработчиков.
Уже сейчас можно сказать, что индустрия GameFi прошла жесткую фильтрацию: на смену хайпу пришла прагматика. Вместо гонки за токенами — тестирование гипотез и отбор работающих решений.
Среди выигравших — технологии L2 и ZK-роллапов, удобные онбординг-инструменты, модели Play-and-Earn, а также UGC- и ДАО-экосистемы. Внимание сместилось на ключевые метрики: ежедневная активность (DAU), удержание, TVL и объемы NFT-торгов.
The future of web3 gaming will be shaped by the early winners. We intend to ensure:— they're properly decentralized, on zk-rollups and eth.— they have sustainable tokenomics.— most importantly: they're incredibly fun.Gaming utility will dwarf speculative vol.
— Robbie Ferguson Immutable (@0xferg) September 1, 2022Одновременно с этим развивается интеграция AR и VR — технологий, которые постепенно превращают игровые миры в более иммерсивные и социально насыщенные пространства.
В 2025 году GameFi уже не эксперимент, а формирующаяся ниша с четкой логикой, где в приоритете — игровые механики и качественные продукты. Массовое принятие еще впереди, но для этого экосистема обладает необходимой инфраструктурой и устоявшимся сообществом.
Текст: Катерина Костенко