Все больше людей используют ИИ-ботов в качестве замены «трезвому человеку» во время приема психоделиков для подстраховки.
Все больше людей используют ИИ-ботов в качестве замены «трезвому человеку» во время приема психоделиков для подстраховки. Об этом пишет MIT Technology Review.
Из-за высокой стоимости и труднодоступности профессиональных терапевтов в последние годы тысячи людей обращаются к искусственному интеллекту для получения психологической помощи. Эту идею косвенно поддерживают известные личности. Так, в 2023 году сооснователь OpenAI Илья Суцкевер написал, что в будущем у человечества будет невероятно эффективная и дешевая ИИ-терапия, которая радикально улучшит качество жизни людей.
Вместе с этим растет спрос на психоделики. В сочетании с терапией они якобы могут помочь при депрессии, ПТСР, зависимости и других расстройствах, отметили в MIT Technology Review. В ответ на это в некоторых городах США декриминализировали подобные препараты, а в штатах Орегон и Колорадо даже начали легально предлагать психоделическую терапию.
В связи с этим встреча двух трендов — ИИ и психоделиков — кажется неизбежной.
На Reddit пользователи делятся рассказами про общение с искусственными интеллектом во время трипа. Один из них в ходе «сеанса» включил голосовой режим ChatGPT и рассказывал о своих мыслях:
«Я сказал ему, что все становится мрачным, и он ответил именно тем, что помогло мне расслабиться и выйти на позитивную волну».
Появились даже специальные ИИ для психоделиков:
Эксперты относятся к замене живого психотерапевта ИИ-ботом во время трипа категорично — это плохая идея. Они обращают внимание, что языковые модели не соответствуют принципам терапии.
Во время профессиональной сессии человек обычно надевает маску и наушники, погружаясь внутрь себя. Терапевт при этом почти не вмешивается, только при необходимости мягко направляет.
ИИ-боты, наоборот, ориентированы на разговор. Их задача — удерживать внимание, побуждать писать снова и снова.
«Качественная психоделическая терапия — это совсем не болтовня. Ты стараешься говорить как можно меньше», — отметил психотерапевт из Multidisciplinary Association for Psychedelic Studies Уилл ван ДерВеер.
Также нейросети склонны льстить и поддакивать, даже если человек уходит в область паранойи. Терапевт, наоборот, способен оспаривать опасные или нереалистичные установки.
ИИ может усугублять опасные состояния вроде бреда или мыслей о суициде. В одном из случаев пользователь написал, что мертв, на что получил следующий ответ:
«Похоже, ты испытываешь трудные чувства после смерти».
Такое усиление иллюзии может быть опасно в сочетании с психоделиками, которые иногда вызывают острые психозы или обостряют скрытые психические заболевания вроде шизофрении или биполярного расстройства.
В своей книге The AI Con лингвист Эмили Бендер и социолог Алекс Ханна утверждают, что термин «искусственный интеллект» вводит в заблуждение касательно реальных функций технологии. Она лишь имитирует данные, созданные людьми, отметили авторы.
Бендер назвала языковые модели «стохастическими попугаями», потому что их суть — складывать буквы и слова так, чтобы это выглядело правдоподобно.
Восприятие ИИ как разумных систем крайне опасно, считают авторы. Особенно если их глубоко интегрировать в повседневную жизнь, в частности, в контексте получения советов по чувствительным темам.
«Разработчики сводят суть психотерапии к просто словам, произнесенным в процессе. Они полагают, что искусственный интеллект может заменить человека-терапевта, хотя на деле он лишь подбирает реплики, которые похожи на то, что сказал бы настоящий специалист», — пишет Бендер.
Автор подчеркивает, что это опасный путь, потому что он обесценивает терапию и может навредить тем, кто действительно нуждается в помощи.
Симбиоз ИИ и психоделиков — это не только «новаторский подход дилетантов». Ряд ведущих институтов и компаний изучают сочетание обоих направлений в терапии психических заболеваний:
Среди частных инициатив можно выделить такие компании как:
Напомним, в октябре 2022 года международная группа исследователей разработала алгоритм машинного обучения, способный по данным электроэнцефалографии прогнозировать реакцию пациента на лечение препаратом «Сертралин» с точностью 83,7%.