Международный валютный фонд (МВФ) поднимает красный флаг: налоговый билль Дональда Трампа, уже почти на финишной прямой, может стать мощным ударом по фискальной устойчивости США. Говоря проще — эта инициатива может полностью уничтожить все намеченные планы по снижению дефицита и стабилизации госдолга. На брифинге в Вашингтоне официальный спикер МВФ Джули Козак заявила, что предлагаемая налоговая перекройка […]
Международный валютный фонд (МВФ) поднимает красный флаг: налоговый билль Дональда Трампа, уже почти на финишной прямой, может стать мощным ударом по фискальной устойчивости США. Говоря проще — эта инициатива может полностью уничтожить все намеченные планы по снижению дефицита и стабилизации госдолга.
На брифинге в Вашингтоне официальный спикер МВФ Джули Козак заявила, что предлагаемая налоговая перекройка идёт вразрез с заявленной траекторией фискальной консолидации и серьёзно подрывает институциональные попытки удержать макроэкономические показатели в зелёной зоне.
«Начав консолидацию раньше, можно было бы выстроить более плавную и управляемую траекторию к устойчивости бюджета», — подчеркнула Козак.
Фонд, который играет роль глобального фискального арбитра, регулярно напоминает: США пора переходить к снижению объёма займов и активнее балансировать бюджет. Для этого ключевым ориентиром служит соотношение долга к ВВП — своего рода системный барометр устойчивости.
В актуальном контексте МВФ рассматривает среднесрочную перспективу как пятилетний горизонт. А тем временем законодатели в Конгрессе не тормозят: Палата представителей уже проголосовала за сенатскую версию законопроекта, которая, по расчётам CBO (Бюджетного управления Конгресса), может вкатить в дефицит ещё $3,3 трлн.
Козак добавила, что МВФ тщательно анализирует возможные последствия налоговой реформы и готовит обновлённый макропрогноз для США и глобальной экономики в рамках грядущего релиза World Economic Outlook.
На фоне всего этого республиканцы двигают вперёд инициативу по закреплению ключевого достижения Трампа — налоговой реформы 2017 года — на постоянной основе. Согласно подсчётам CBO, этот супербилль приведёт к просадке доходов бюджета на $4,5 трлн и одновременно сократит расходы на $1,2 трлн к 2034 году.
Сенатская версия, созданная по запросу GOP (Республиканской партии), предусматривает оптимизацию на $507,6 млрд относительно политической baseline-базы. В реальности — это попытка республиканцев замкнуть в бетоне налоговые льготы и продать всё это как нулевую бюджетную нагрузку.
Однако демократы и часть экономистов уверены: это бухгалтерская магия. GOP использует новый трюк — не сравнивает билль с текущим законом, а с текущей политикой, как если бы та продолжалась вечно. Такая методология — это чистой воды фискальный head fake, призванный обойти правила reconciliation (процедура принятия бюджета простым большинством).
«Они могут сколько угодно рисовать красивые цифры в таблицах, — заявил лидер демократов в Сенате Чак Шумер. — Но в реальности нельзя просто замаскировать долговую дыру в десятки триллионов».
Актуальная версия из Сената уже дороже, чем думают — CBO оценило её в $2,8 трлн, и это без учёта вторичных эффектов: рост ставок, удорожание обслуживания долга, инфляционный всплеск.
Законопроект охватывает целый спектр ключевых политик трамповской повестки: от продления налоговых бонусов до радикального среза соцрасходов — речь идёт о Medicaid и SNAP (продовольственные талоны). Эти cнижения вызывают волну критики со стороны защитников welfare-программ и централизованного перераспределения.
Всё это превращает документ в ядерную кнопку американской фискальной политики. С одной стороны — амбициозная налоговая deregulatory agenda, с другой — огромный риск для макроэкономического развития страны.
Тем временем сенатские фискальные ястребы требуют переработки отдельных положений: ряд предложенных срезов расходов были признаны несоответствующими правилам бюджетной увязки и уже вылетели из текста.