По мере того как Федеральная резервная система продолжает сокращать объёмы активов на балансе, в её финансовой инфраструктуре нарастает напряжение. В четверг Роберто Перли, глава System Open Market Account при нью-йоркском отделении ФРС, заявил, что сворачивание портфеля ценных бумаг уже отражается на ликвидности в краткосрочных фондах, особенно в сегменте однодневного фондирования. Это вызывает опасения по поводу […]
По мере того как Федеральная резервная система продолжает сокращать объёмы активов на балансе, в её финансовой инфраструктуре нарастает напряжение.
В четверг Роберто Перли, глава System Open Market Account при нью-йоркском отделении ФРС, заявил, что сворачивание портфеля ценных бумаг уже отражается на ликвидности в краткосрочных фондах, особенно в сегменте однодневного фондирования. Это вызывает опасения по поводу дальнейшего контроля над краткосрочными ставками.
Выступая на мероприятии, организованном ФРС Нью-Йорка и Школой международных и общественных дел Колумбийского университета, Перли отметил, что объёмы резервов снижаются, с уровня «избыточных» до просто «достаточных». В результате в ночных сегментах финансирования уже начинают расти издержки.
Он отметил, что на рынке краткосрочного фондирования уже видны признаки напряжения. По его словам, в такой ситуации инструменты вроде постоянной репо-программы (SRF) будут использоваться активнее для удержания ставок под контролем.
ФРС начала сокращать баланс ещё в июне 2022 года. Но в апреле 2025-го смягчила темп: объём погашаемых гособлигаций урезали с $25 млрд до $5 млрд в месяц. Лимит по ипотечным бумагам (MBS) при этом оставили на уровне $35 млрд.
Это отражает растущую чувствительность краткосрочных рынков к снижению ликвидности. Интересно, что на фоне общего ужесточения объём денег, которые банки держат на счетах в ФРС, наоборот вырос, с $3 трлн до $3,24 трлн за неделю, завершившуюся 14 мая. Неделей ранее показатель составлял $3 трлн. Это почти столько же, сколько было в начале программы количественного ужесточения.
Аналитики Уолл-стрит считают, что для избежания системных проблем ликвидность в пределах $3–3,25 трлн должна сохраняться.
Роберто Перли отметил, что рост ставок на рынке репо сам по себе не является тревожным сигналом:
«Это отражает нормализацию условий ликвидности и не вызывает беспокойства», — сказал он.
В то же время он признал, что в ближайшие месяцы значение SRF (постоянного репо-механизма) вырастет:
«В будущем SRF, скорее всего, станет более важным инструментом контроля ставок, чем был в последнее время».
Читайте также: Stargate UAE: OpenAI, Nvidia и Oracle запускают ИИ-мегапроект — криптовалюты на подъеме
Постоянная репо-программа (SRF) позволяет банкам и дилерам занимать средства под залог гособлигаций и агентских бумаг на однодневной основе. Этот инструмент создан, чтобы ФРС могла влиять на краткосрочные ставки, не заливая рынок избыточной ликвидностью. Однако, по словам Роберто Перли, механизм пока далёк от идеала.
«Чем меньше трений в работе SRF, тем эффективнее он будет. А значит, и буфер по резервам можно будет сократить. Это особенно важно с учётом неопределённости в реализации денежно-кредитной политики», — пояснил он.
Перли также сообщил, что нью-йоркское отделение ФРС намерено сделать досрочные расчёты (early-settlement operations) постоянной частью операций. Такие сделки уже тестировались в декабре и марте, в периоды, когда ставки репо традиционно растут из-за снижения банковской активности перед закрытием квартала.
Тем не менее, активность на SRF остаётся слабой. По словам Перли, у программы есть ряд ограничений, которые отпугивают участников. Среди них невозможность зачесть операции в балансе дилеров и неясные критерии распределения заявок. Всё это делает использование SRF более дорогим и менее предсказуемым.
«Эти ограничения увеличивают издержки для участников. Обычно они ждут, пока рыночные ставки репо поднимутся значительно выше минимального уровня SRF, прежде чем использовать механизм», — отметил он.
Он подчеркнул, что эти проблемы особенно остро проявились во время дефицита ликвидности в декабре 2024 года.
Сама ФРС пока не отказывается от политики количественного ужесточения. Но давление на систему финансирования уже ощущается. И как дал понять Перли, дальнейшее сокращение участия центробанка в рынках будет всё больше опираться на технические инструменты вроде SRF, которые, впрочем, ещё нуждаются в доработке.
Читайте также: Worldcoin взлетел после союза Сэма Альтмана и Джони Айва — старт суперцикла ИИ-монет?