Минюст России разработал проект закона, который признает криптовалюты имуществом для их ареста и конфискации, а Минфин подготовил документ о токенизации.
Минюст России разработал проект закона, который признает криптовалюты имуществом для их ареста и конфискации. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на замминистра юстиции Вадима Федорова.
«Одновременно предлагается установить специальные требования, направленные на обеспечение ее сохранности, с учетом особенностей конкретной [цифровой] валюты следователь сможет изъять материальный носитель с кодами доступа к ней или просить суд установить запрет операций», — отметил чиновник.
По словам Федорова, власти намерены привлекать к участию в соответствующих процессуальных действиях специалистов, которые «определят набор необходимых мер, обеспечивающих сохранность цифровой валюты для последующей конфискации или погашения требований потерпевших».
Он добавил, что документ уже готовится к рассмотрению в Госдуме на первом чтении.
При этом замминистра юстиции признал наличие проблем в порядке конфискации и ареста цифровой валюты:
«Привлекательность данного вида активов для преступников объясняется рядом факторов, прежде всего анонимностью и отсутствием централизованного контроля. Цифровую валюту нельзя физически изъять и поместить в сейф, как в случае с наличными денежными средствами и ценностями».
В Минфине предложили пускать в оборот через ЭПР изъятые в доход государства цифровые активы.
Представители юридического агенства Сartesius поделились мнением о законопроекте в Telegram-канале. По их словам, следователи получат право конфисковывать носители с приватными ключами, включая аппаратные кошельки и жесткие диски, или через суд блокировать операции с криптовалютой на биржах.
«Законопроект устраняет пробел в законодательстве: сейчас суды могут признавать криптовалюту имуществом в частных случаях (например, при банкротстве), но единого подхода нет», — объяснили юристы.
Среди «ям» законопроекта эксперты выделили проблему анонимности — для изъятия необходимо доказать принадлежность кошелька конкретному лицу, что затруднительно без доступа к данным бирж или деанонимизации блокчейна. Кроме того, российские правоохранители смогут требовать блокировок средств только у платформ, которые работают в юрисдикции РФ или дружественных стран вроде Китая и СНГ.
«Децентрализованные биржи никто даже не обсуждает — слишком сложно, проще формально запретить к ним доступ», — добавили в Сartesius.
Глава юридического управления Росфинмониторинга Ольга Тисен заявила, что анонимность криптовалютных переводов — «миф». По ее словам, криптобиржи взаимдействуют с правоохранительными органами, предоставляя по запросу данные о владельцах кошельков.
«Как вы знаете, в России отсутствует законодательство, регламентирующие деятельность криптобирж и обменников, и в настоящее время они работают вне поля зрения правового регулирования. Однако это не значит, что они не верифицируют владельцев криптовалютных кошельков. И сейчас уже открыто говорят о том, что они выдают сведения по запросу правоохранительных и государственных органов о владельце криптовалютных кошельков и всю информацию по коду идентификатору, то есть открытому криптовалютному ключу от криптокошелька», — отметила Тисен.
Криптотранзакции не относятся к сведениями, составляющим банковскую тайну, и для получения информации о владельце адреса не нужны судебные приказы, уточнила представительница Росфинмониторинга.
«Вы можете прямо сейчас зайти на сайт Binance и посмотреть, что они отдельно создали раздел для взаимодействия с российскими правоохранительными органами. Это подтверждает, что они активно взаимодействуют с органами и выдают сведения о владельцах криптовалютных кошельков. Это связано с международными стандартами», — подытожила она.
В Минфине РФ сообщили о подготовке законопроекта о токенизации активов реального сектора в рамках экспериментального правового режима.
«В прошлом году нам было дано поручение председателя правительства […] подготовить концепцию токенизации активов реального сектора. На сегодняшний день мы уже подготовили проект федерального закона, это будет правительственный закон, по которому проходит межведомственное согласование, который позволит запустить процесс токенизации в рамках ЭПР», — добавил директор департамента финансовой политики регулятора Алексей Яковлев.
Ранее Банк России огласил правила допуска иностранных цифровых прав на локальный рынок. В комментарии ForkLog эксперты разъяснили суть новых требований.
Напомним, в апреле власти РФ анонсировали запуск криптобиржи, ориентированной на суперквалифицированных инвесторов.