Сеть второго уровня Starknet объявила, что официально достигла “Stage 1” децентрализации. Это один из ключевых ориентиров, предложенных Виталиком Бутериным ещё в 2022 году. Согласно этой модели, платформа больше не нуждается в постоянной опеке разработчиков и работает с минимальным внешним управлением. Команда подчеркнула, что добилась этого статуса благодаря запуску совета безопасности, механизмам защиты от цензуры и […]
Сеть второго уровня Starknet объявила, что официально достигла “Stage 1” децентрализации. Это один из ключевых ориентиров, предложенных Виталиком Бутериным ещё в 2022 году. Согласно этой модели, платформа больше не нуждается в постоянной опеке разработчиков и работает с минимальным внешним управлением.
Команда подчеркнула, что добилась этого статуса благодаря запуску совета безопасности, механизмам защиты от цензуры и переходу на систему валидирующих доказательств, полностью управляемую смарт-контрактами.
Хотя совет безопасности по-прежнему имеет ограниченные полномочия, Starknet уже функционирует без «страховки», сохраняя устойчивость и независимость на уровне протокола.
По данным L2beat, сейчас Starknet это единственный ZK-rollup, который официально находится на первой стадии децентрализации. Кроме того, он стал крупнейшей ZK-rollup сетью по объёму средств. TVL составляет $629 млн, немного опережая ZKsync с его $610 млн.
В общем рейтинге Layer 2 решений Starknet занимает пятое место. Выше него находятся четыре Optimistic rollup-проекта, которые также достигли Stage 1, но используют другую архитектуру безопасности, fraud proofs.
Сравнение TVL у лидеров L2-сетей. Источник: L2beat
Согласно данным L2beat, Starknet сейчас находится на первой стадии децентрализации. Следующий этап это так называемый Stage 2, на котором сеть становится полностью автономной и управляется сообществом. До сих пор до этого уровня дошли только три небольших проекта уровня Layer 2.
Подходы к верификации транзакций в разных rollup-системах устроены принципиально по-разному. В варианте с fraud proof транзакции изначально считаются недействительными и требуют проверки, в то время как validity proof допускает их только после прохождения подтверждения.
Генеральный директор StarkWare Эли Бен-Сассон заявил, что команда не собирается останавливаться на достигнутом. Он подчеркнул, что цель проекта — полностью отказаться от промежуточного контроля и перейти на второй уровень децентрализации в сети Ethereum, а заодно продвигать инициативы, связанные с BTC.
Несмотря на рост Starknet, первое место среди Layer-2 сетей по-прежнему удерживает Base, решение от Coinbase. Общий объём заблокированных средств в этой сети достиг $14,7 млрд, что соответствует трети всего рынка. Для сравнения, на Starknet приходится около 1,4% TVL.
Общий объём средств, заблокированных во всей экосистеме Layer 2, сейчас составляет $44,2 млрд. Рост этого показателя в последнее время во многом связан с укреплением цены эфира, хотя с начала года общая динамика всё ещё остаётся отрицательной.
Читайте также: Фонд Трампа неожиданно покупает EOS перед его ребрендингом в Vaulta