Конфиденциальность в блокчейне это хорошая идея, но реализовать её непросто. Сегодня есть решения вроде Railgun на Ethereum, которые уже позволяют сохранить приватность, но это дорого с точки зрения вычислений. Можно выбрать такие сети, как Monero, но там нет полноценной поддержки смарт-контрактов. Поэтому идеальная модель приватности в ончейне выглядит примерно так: возможность выбора, встроенная поддержка смарт-контрактов […]
Конфиденциальность в блокчейне это хорошая идея, но реализовать её непросто.
Сегодня есть решения вроде Railgun на Ethereum, которые уже позволяют сохранить приватность, но это дорого с точки зрения вычислений. Можно выбрать такие сети, как Monero, но там нет полноценной поддержки смарт-контрактов.
Поэтому идеальная модель приватности в ончейне выглядит примерно так: возможность выбора, встроенная поддержка смарт-контрактов и, в идеале, мост в экосистему DeFi на базе EVM. И всё это без централизации.
Команда Aztec, похоже, подошла к этой цели ближе всех.
Встречайте Aztec Network, это ZK-rollup, построенный на Ethereum (не путать с Aztec Connect, который был закрыт в 2023 году). Сегодня запускается его публичный тестнет.
Благодаря технологии zero-knowledge, все балансы и транзакции на втором уровне Aztec зашифрованы. Это скрывает данные об отправителе, получателе и даже о самой сути перевода.
Читайте также: a16z инвестирует $25M в Miden — ZK-блокчейн нового поколения
Программируемость сети обеспечивается языком Noir, который разработан самой командой Aztec. Он напоминает Rust и предназначен для создания zero-knowledge схем. С помощью Noir разработчики могут писать смарт-контракты для приватных займов или анонимного голосования, при этом им не нужно разбираться в криптографии.
«С Aztec разработчики смогут создавать dApp с приватными функциями, которые органично интегрируются с текущей инфраструктурой Ethereum. И при этом не придётся мучиться с реализацией сложной криптографии», — отметил сооснователь Aztec Network, Закари Уильямсон.
В отличие от большинства L2-сетей (за исключением разве что WASM-решения от Arbitrum), Aztec значительно перерабатывает уровень исполнения блокчейна.
Публичные транзакции в сети проходят через собственную виртуальную машину Aztec Virtual Machine (AVM). А вот приватные операции обрабатываются на стороне пользователя в специальной среде под названием Private eXecution Environment (PXE). Именно там происходит генерация доказательств и исполнение логики смарт-контрактов в приватном режиме.
Позже все транзакционные доказательства агрегируются в одно и отправляются в Ethereum для финального подтверждения.
Обычно генерация zk-доказательств на клиенте обходится дорого. Но в новом уровне от Aztec удалось снизить эти затраты. Во многом это заслуга системы доказательств PLONK, которая, как отмечается в блоге проекта, позволяет генерировать zk-доказательства даже на потребительском железе. Один из соавторов PLONK, это сооснователь и CEO Aztec Закари Уильямсон.
«Наш Prover на стороне клиента использует последние наработки в области PLONK, включая схему свёртки Protogalaxy и уникальный подход, который мы называем Goblin Plonk, он ускоряет рекурсию», — рассказал Уильямсон.
Многие уверены, что zk-rollup дают приватность, но на деле это не так. Сегодня такие решения чаще используют ZK-технологии просто для ускорения работы. Данные сжимаются, но не шифруются. О конфиденциальности речи почти не идёт.
Читайте также: ZKSync вернул украденные токены после сделки с хакером
Aztec же идёт дальше и применяет zk-доказательства не только для верификации, но и для полноценного сквозного шифрования метаданных транзакций. При этом приватность остаётся опциональной. Её можно настраивать, а значит, пользователи сами решают, какую информацию раскрывать. Именно такой подход команда Aztec считает наиболее перспективным.
«Мы также разработали собственный язык Noir, чтобы компилировать программы напрямую в zero-knowledge схемы и таким образом избегать издержек виртуальных машин», — объяснил Уильямсон.
Подобная архитектура невозможна в текущем первом уровне Ethereum, где всё остаётся публичным. Она также не реализуема в сетях вроде Monero или Zcash: там есть конфиденциальные переводы, но нет поддержки смарт-контрактов.
«Мы привыкли думать, что блокчейн это либо полностью прозрачно, либо полностью анонимно. Но на самом деле это не обязательно так», — считает Уильямсон.
На момент запуска в тестовой сети Aztec уже работает более 100 секвенсеров, распределённых между Devnet и Provernet. Это означает, что процесс децентрализации начнётся с самого первого дня.