Популярные криптовалюты

BTC $88,587.85 +2.12%
ETH $1,630.64 +0.55%
SOL $140.23 +1.13%
XRP $2.1032 -0.40%
PEPE $0.0000081 +4.48%
SUI $2.3159 +3.32%
DOGE $0.1645 +2.47%

Исчезнувшая «криптокоролева»

Как Руджа Игнатова добралась до криптотрона и пропала без следа.

11 июня 2016 года со сцены лондонского «Уэмбли» звучала вдохновляющая речь. Ее произносила Руджа Игнатова — основательница OneCoin. Под овации и восторженные крики многотысячной толпы она провозгласила криптовалюту проекта «убийцей биткоина». Камеры выхватывали восторженные лица участников, которые безоговорочно верили каждому слову своей «криптокоролевы». Примерно через год она бесследно исчезнет с миллиардами долларов, а позже попадет в списки самых разыскиваемых преступников мира. 

ForkLog вспомнил биографию создательницы самой масштабной аферы в истории криптовалют, восстановил хронологию ее побега и попытался выяснить, что же с ней случилось.

Жизнь до OneCoin

Руджа Пламенова Игнатова родилась 30 мая 1980 года в болгарском городе Русе. В возрасте 10 лет она эмигрировала с семьей в Германию, где впоследствии получила гражданство. Школьные учителя отзывались о ней как о необычайно умной, но высокомерной ученице — при всей своей харизме друзьями она не обзавелась. Судя по дальнейшей биографии, вероятная причина была в приоритетах — она стремилась к успеху и славе, предпочитая личные амбиции социальным контактам.

Так, в 2005 году Игнатова стала обладательницей PhD по международному коммерческому праву в Констанцском университете (Германия). Это подтверждает сайт учреждения. Там же говорится, что ее лишили степени за «недостойное поведение».

Данные: Констанцский университет.  

По ее личным утверждениям и сообщениям в СМИ, в 2004 году Игнатова окончила Оксфордский университет в степени LLM в области европейского права и сравнительного правоведения. Однако подтверждения в источниках нет. Как и многие другие следы Игнатовой, этот или был стерт из архивов или никогда не существовал. 

На момент написания удалось найти статью в формате PDF об Игнатовой, написанной, судя по вступительному слову и информации на главной странице сайта, участником или представителем OneCoin.  

Данные: 1coinblog.

Также нельзя подтвердить факт ее работы в McKinsey & Company. Автор той же статьи пишет, что «люди пытаются найти доказательства ее работы в этих компаниях», а «сама доктор Руджа, насколько мне известно, не реагировала на все обвинения в ее адрес». Доказательств сотрудничества с фирмой он не приводит, кроме ссылки на неработающий сайт OneCoin.

С этого момента загадочных страниц в ее карьере становится больше. По данным Questona, в Коммерческом реестре Болгарии Игнатова числилась в качестве управляющей как минимум в 30 компаниях и была единоличной владелицей не менее пяти фирм. Согласно журналистам, некоторые из организаций являлись частью крупнейшего в стране инвестиционного фонда Цветелины Бориславовой, которым Игнатова некоторое время руководила (подтверждений найти не удалось). 

Если это так, то будущая «криптокоролева» была близка к финансово-политической элите Болгарии: Бориславова — экс-супруга Бойко Борисова (бывшего премьер-министра страны), известная бизнесвумен со связями в банках, госструктурах и политике. Хотя прямых подтверждений роли Игнатовой в управлении структурой нет, не исключено, что подобные связи могли оказаться полезными в последующей устойчивости OneCoin на территории Болгарии.

В 2012 году 32-летняя Игнатова оказалась в центре первого скандала. Вместе с отцом она приобрела находящийся в сложной финансовой ситуации завод. По данным СМИ, они пытались вывезти производственное оборудование в Болгарию, но партию перехватили. Игнатову обвинили в мошенничестве и назначили условный срок (оригинальная статья удалена, копия из веб-архива).

Первой ступенью к OneCoin стало участие Игнатовой в схеме с использованием сетевого маркетинга BigCoin. По данным портала BehindMLM, там она познакомилась с Себастьяном Гринвудом, с которым позже запустит свой «проект».

Выступление Игнатовой на мероприятии, предположительно организованном BigCoin. Данные: BehindMLM.

В начале 2014 года Игнатова основала фонд «Един свят» (One World Foundation). На удаленной странице Минюста Болгарии (копия через веб-архив) о целях организации говорится:

«Создавать и развивать знания, навыки и компетенции детей и молодежи в области современных технологий, науки, культуры, здравоохранения и гражданского общества, […] содействовать их активному включению в общественную и экономическую жизнь, содействовать борьбе с безработицей […]».

Состав руководства фонда. Данные: The Wayback Machine (сайт Минюста Болгарии).

Согласно документу, для достижения своих целей фонд мог осуществлять дополнительную предпринимательскую деятельность в виде платных консультаций, обучения, конференций и других публичных мероприятий. По некоторым данным, организация стала частью будущей мошеннической схемы.

Путь к «криптотрону»

Проект OneCoin запустили в августе 2014 года. Он позиционировался как высокодоходная криптовалюта, в работе с которой инвесторы получали прибыль не только от роста актива, но и за привлечение новых участников. С момента создания до третьего квартала 2016 года OneCoin Ltd. получила доход от продаж в размере €3,353 млрд и прибыль на сумму €2,232 млрд, по данным Минюста США.

Скам десятилетия: как доктор юридических наук организовала пирамиду OneCoin и пропала без вести с миллиардами евро

Резюме, харизма и самоуверенность помогли Игнатовой на первых этапах, но чтобы завоевать доверие тысяч людей по всему миру требовалось выстроить имидж настоящей «криптокоролевы». Для этого нужна была не только смелость, но и талант. Которым она обладала в полной мере.

Игнатова стала живой легендой для последователей OneCoin: успешная, яркая женщина, цель которой — сделать каждого попавшего в проект богатым и счастливым. Она умело использовала академический бэкграунд — на каждом мероприятии, при каждом знакомстве ее представляли не иначе как доктор Руджа. Степень и опыт в McKinsey открыли ей двери к образованной, а следовательно, и более богатой аудитории. 

Бизнесвумен, запустившая проект с тогда еще мало кому понятной криптовалютной направленностью, привлекла к себе внимание консервативной публики. 

«Она идеально рассчитала время своей схемы, воспользовавшись бешеными спекуляциями на заре криптовалюты», — сказал позже прокурор Южного округа Нью-Йорка Дэмиан Уильямс.

Ей удалось выступить на одном из мероприятий, организованных The Economist, а в 2014 году Игнатова получила звание «Бизнес-леди года» в Болгарии. В какой-то момент потенциальные инвесторы стали получать на встречах безоговорочное подтверждение признания достижений Игнатовой — журнал Forbes с ее фотографией. Обложка стала еще одним бриллиантом в коллекции ее достоинств — блестящим настолько, что никто и не подумал проверить его подлинность.

А проверить надо было — только позже выяснилось, что это была не редакционная обложка международного издания, а оплаченная рекламная вкладка в болгарской версии. Однако до того момента изображение Игнатовой рядом с логотипом Forbes закрепилось в сознании людей как символ легитимности и успеха.

Данные: Facebook.

Игнатова не просто обманывала — она выстраивала систему, в которой люди сами хотели поверить в миф, а критическое мышление уступало место эмоциям, вере и жажде немедленной прибыли.

Она превратила себя в бренд. «Криптокоролева» была одновременно недоступной и близкой к народу: выходила на сцену как звезда мировой величины и обещала людям «финансовую революцию», откликаясь на их переживания. 

Одним из самых ярких появлений Игнатовой на публике стало выступление на лондонском «Уэмбли». Под фейерверки она вышла на сцену в красном платье под песню Алиши Киз Girl on Fire и амбициозно пообещала, что через пару лет о первой криптовалюте «все забудут». 

Способность основательницы OneCoin создавать вокруг себя атмосферу исключительности и недосягаемости сформировала вокруг нее своего рода культ.

«У Игнатовой было все, что обычно необходимо мессии. Из атрибутики — дипломы о высшем образовании, степень доктора философии и фотография на обложке журнала Forbes. Докторская степень была настоящей, в отличие от обложки журнала», — отметила социолог и профессор Лондонской школы экономики Айлин Баркер.

Однако только ее таланта явно было недостаточно — образ Игнатовой и проекта поддерживала целая команда. По словам одной из участниц, инвесторам внушали, что «внешний мир» к ним враждебен, а биткоинеры — «ненавистники». Любое недовольство — как внутреннее, так и внешнее — пресекалось. Например, после создания англоязычной записи о проекте в «Википедии» ее пытались изменить десятки раз, удаляя критику и заменяя маркетинговыми материалами. 

К 2017 году OneCoin представлял собой классическую финансовую пирамиду: деньги от новых вкладчиков «кормили» прежних, реальной экономической деятельности или продукта не существовало. На вершине находилась Игнатова и ее соратники: Гринвуд, младший брат Константин, Франк Шнайдер и некоторые другие. Вероятно, к тому моменту «криптокоролева» уже знала о намерениях правоохранителей и строила планы по побегу.

Исчезнувшая

К концу 2016 — началу 2017 года в публичном пространстве о OneCoin все чаще стали говорить как о пирамиде. Регуляторы ряда стран заинтересовались проектом, а инвесторы стали беспокоиться из-за постоянного переноса запуска одноименной биржи и отсутствия дивидендов. 

По данным СМИ, от источников Игнатова знала, что на свободе ей осталось недолго. 12 октября 2017 года суд Южного округа Нью-Йорка выдал ордер на ее арест по обвинениям в отмывании денег и мошенничестве с ценными бумагами. 25 октября Игнатова вылетела из Софии в Афины рейсом авиакомпании Ryanair — это последнее достоверное появление основательницы OneCoin в официальных документах.

За восемь лет с момента исчезновения «криптокоролевы» ни ФБР, ни Европол так и не смогли выяснить ее местонахождение. По мнению властей, фигурантка многочисленных уголовных дел хорошо подготовилась к побегу: конвертировала значительную часть украденных денег в наличные и драгоценности, могла изменить внешность с помощью пластических операций и использовать поддельные документы. 

Основная версия, которой придерживается следствие, — Игнатова сбежала в страну, где есть защита от экстрадиции. Некоторые журналисты считают, что она может скрываться в России — якобы из-за связей «с несколькими людьми и интересами, имеющими отношение к Кремлю». Об этом, в частности, говорил ее брат Константин.

Полиция Германии также проверяла информацию, озвученную в документальном фильме Die Kryptoqueen — якобы разыскиваемая находится в Кейптауне. Однако данные не подтвердились.

В качестве возможных убежищ назывались Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и ОАЭ. Последняя изучалась не только из-за действий ее партнеров — осенью 2017 года они пытались перевести крупную сумму через местные банки, а некоторые топ-менеджеры проекта якобы туда перебрались, — но и из-за связей со страной самой Игнатовой. 

В 2015 году она через подставную фирму Oceana Properties Ltd. приобрела пентхаус в Дубае с видом на Пальму Джумейра стоимостью $2,7 млн. Через четыре года новый владелец купил недвижимость за $1,6 млн, но кто был на стороне продавца — неизвестно. Сделка прошла уже после того, как против Игнатовой выдвинули уголовные обвинения.

В феврале 2023 года журналисты представили вторую версию исчезновения Игнатовой — в ноябре 2018 года ее убили на яхте в Ионическом море по приказу болгарского криминального авторитета Христофороса Аманатидиса, известного как Таки.  

Об этом полиции якобы сообщил информатор — он передал слова Георгия Васильева, одного из приближенных Аманатидиса. Тот в нетрезвом состоянии проговорился, что «Таки принял меры, чтобы Игнатова исчезла» из-за необходимости «стереть следы его участия в ее мошеннической схеме». По словам Васильева, «криптокоролеву» убили на яхте, расчленили и выбросили за борт. 

Очевидных доказательств смерти Игнатовой нет. Но есть несколько указаний на ее связь с криминальным авторитетом: 

  • болгарская полиция заподозрила, что Аманатидис использовал OneCoin для отмывания средств;
  • гособвинители США заявили (без указания имени), что главой службы безопасности был некий крупный наркоторговец из Болгарии, который вероятно причастен к исчезновению Игнатовой;
  • по данным журналиста Димитара Стоянова, большая часть болгарской собственности Игнатовой сейчас используется связанными с Таки людьми;
  • близкий к ней источник сообщил, что, возможно, она платила Аманатидису до €100 000 в месяц, а Шнайдер подтвердил (без указания имен) ее связь с «жуликами» и «гангстерами».

«Я не скажу вам, кто, потому что у меня есть семья. […] Это по-настоящему серьезная организованная преступность», — заявил Шнайдер.

Некоторые журналисты допускают, что слухи о смерти Игнатовой — это всего лишь маневр, чтобы сбить всех со следа. Схема в целом рабочая: длительное отсутствие движения по делу снижает к нему интерес, и не исключено, что со временем шумиха уляжется и искать будут не так активно.

В пользу версии об убийстве говорит то, что слишком долго от Игнатовой не было никаких признаков жизни — ни следов перемещения, ни финансовых транзакций, ни сообщений о хотя бы немного похожих людях. Для человека с такими суммами, как у основательницы OneCoin, это необычно: рано или поздно что-то бы всплыло. Даже ее яхта стоимостью $15 млн, названная в честь дочери, остается невостребованной — судно либо не успели реализовать вовремя, либо это актив, намеренно оставленный в стороне, чтобы не привлекать внимание.

Данные: Blitz.bg.

Согласно журналистам, 44-метровая яхта с 2017 года пришвартована в порту Созополь. Годовая плата за стоянку 25-метрового судна составляет 14 000 левов (более $78 400 по курсу на момент написания). Никто из опрошенных порталом Blitz сотрудников не ответил, кто и как оплачивал ее пребывание в порту.

«У меня нет клиента Руджа Игнатова. Я знаю, о какой яхте вы говорите, но она не от имени Руджи, а от компании», — пояснил один из сотрудников гавани.

Ни одна из версий пока не получила подтверждения. Следствие исходит из того, что Игнатова жива, и власти будут вести поиски, пока не получат неопровержимые доказательства ее смерти​. Однако за восемь лет достоверного свидетельства ее перемещений или попыток воспользоваться активами так и появилось.

Заключение

В мае 2022 года Европол включил Руджу Игнатову в список самых разыскиваемых преступников. Следом в аналогичный перечень основательницу OneCoin внесло ФБР. Сведения о ее местонахождении могут принести информатору $5 млн, однако по состоянию на апрель 2025 года о судьбе «криптокоролевы» по-прежнему ничего не известно. 

Игнатова выстроила тщательно продуманный образ и воспользовалась моментом, когда крипторынок находился в стадии бурного роста и слабого регулирования. Но OneCoin стал возможен не только благодаря ее действиями, но и из-за готовности тысяч инвесторов поверить в обещания быстрой прибыли.

Это не просто история о человеке, сумевшем создать одну из крупнейших криптопирамид и избежать правовых последствий (по крайней мере, пока). Это история о том, как в условиях ажиотажа и отсутствия критического мышления доверие превращается в уязвимость.

RSS 22.04.2025 1 162
Источник: https://forklog.com/exclusive/ischeznuvshaya-kriptokoroleva