Редакция BeInCrypto поговорила с Андреем Тугариным, основателем юридической компании GMT Legal, о том, как развитие криптоиндустрии влияет на бизнес, чем отличается регулирование криптоактивов различных классов и какие нюансы нужно учитывать при запуске криптопроекта В 2015 году все было просто: вот биткоин, вот альткоины, вот стейблкоины. Их можно покупать, продавать и обменивать на некоторые товары и услуги. В 2025 году ассортимент цифровых инструментов разросся до масштабов гипермаркета … Continued The post Юридические нюансы криптовалютного бизнеса: что важно знать appeared first on BeInCrypto.
Редакция BeInCrypto поговорила с Андреем Тугариным, основателем юридической компании GMT Legal, о том, как развитие криптоиндустрии влияет на бизнес, чем отличается регулирование криптоактивов различных классов и какие нюансы нужно учитывать при запуске криптопроекта
В 2015 году все было просто: вот биткоин, вот альткоины, вот стейблкоины. Их можно покупать, продавать и обменивать на некоторые товары и услуги.
В 2025 году ассортимент цифровых инструментов разросся до масштабов гипермаркета средней руки. Появились новые способы взаимодействия с пользователем, новые варианты применения криптовалюты, новые бизнес-модели и сущности.
С развитием криптоиндустрии появилось много новых активов и инструментов, которые используют разные технологии и по-разному функционируют. Такое многообразие сильно усложнило их регулирование.
Сколько всего существует криптовалют
Подробнее о том, сколько всего криптовалют, и почему так много — в специальном материале BeInCrypto
«Сегодня появилось достаточно много всего в так называемом „криптовалютном мире“: стейблкоины, децентрализованные токены, NFT, security токены, токены на реальные активы, мемкоины, нативные токены, игровые токены, токены для участия в DAO и другие», — отмечает Андрей Тугарин.
По его словам, это разнообразие создает сложности для регулирования, поскольку разные типы активов требуют разного подхода. Например, транзакция с токеном, привязанным к реальным активам, регулируется иначе, чем платеж в USDT.
«Классификация криптовалютных транзакций напрямую зависит от того, какой актив мы используем для ее совершения», — поясняет эксперт.
Чтобы запустить криптопроект, эти нюансы нужно учитывать. Они влияют на то, какие требования будут предъявляться к бизнесу и какие лицензии могут потребоваться.
В разных странах сформировались различные подходы к определению и регулированию криптоактивов — от универсального понятия «виртуальные активы» до специфических национальных терминов, что еще больше усложняет и без того непростую регуляторную среду для бизнеса.
«Мировая практика придумала универсальное определение — виртуальные активы», — рассказывает Андрей Тугарин. «Однако на практике каждая страна развивает собственный подход к регулированию. В Европе, например, с принятием закона MiCA введено понятие «криптоактивы» и установлены четкие правила для провайдеров услуг. Именно из-за этого закона европейские биржи вынуждены делистить некоторые активы, например, USDT.
В России используется термин «цифровой актив», но при этом законодательство о провайдерах услуг до сих пор не разработано. В других юрисдикциях, таких как США, ОАЭ, страны Латинской Америки, Сингапур и Индонезия, созданы собственные системы регулирования с соответствующими лицензиями и правилами работы.
«Важно понимать, что тут нет никакой международной истории, которая действует сразу на весь мир», — подчеркивает эксперт. При запуске проекта нужно индивидуально учитывать требования каждой юрисдикции, где планируется вести деятельность.
Ключевые регуляторы криптоактивов
Подробнее о том, как выбрать юрисдикцию для криптобизнеса — в пошаговом руководстве BeInCrypto.
Регулирование криптовалют еще до конца не сформировано, но криптопроект — это прежде всего бизнес, а значит, нужно в первую очередь учитывать его специфику и географию работы. Эти факторы будут определяющими.
«Чтобы запустить криптопроект важно учитывать целый комплекс юридических аспектов», — объясняет Андрей Тугарин. «В первую очередь нужно определить, как ваш проект классифицируется с точки зрения регулятора. Например, если вы запускаете платформу с подпиской, криптовалютная составляющая может быть второстепенной, и основное внимание следует уделить регулированию медиаплатформ в выбранной юрисдикции».
Для классических криптовалютных сервисов — бирж, обменников, кошельков — ключевыми становятся вопросы лицензирования и отношений с банками. В этом случае выбор юрисдикции будет зависеть от того, допускает ли местное законодательство расчеты в криптовалюте и насколько четко прописаны правила получения необходимых лицензий.
«Главный фактор — это география фактического оказания услуг», — подчеркивает эксперт.
По его словам, если платформа работает только на рынок одной страны, нет смысла разбираться с требованиями регуляторов других юрисдикций. При этом важно учитывать не только общее отношение государства к криптовалютам, но и специфические ограничения. Например, в России оборот криптовалют не запрещен, однако их реклама ограничена законом «О рекламе».
Чек-лист для запуска криптопроектаЧто нужно проверить, и на какие вопросы ответить, перед запуском криптопроекта:
Развитие криптоиндустрии привело к появлению множества новых типов цифровых активов и бизнес-моделей. В этих условиях универсальных решений не существует — каждый проект требует индивидуального подхода к выбору юрисдикции и способу работы. «При реализации нужно индивидуально учитывать каждую юрисдикцию, понимать внутренние законы и правила лицензирования», — резюмирует Андрей Тугарин. Ключом к успеху становится тщательный анализ специфики вашего бизнеса, целевых рынков и местного регулирования еще на этапе планирования проекта.
Хотите стать частью большого и дружного сообщества BIC? Тогда подписывайтесь на нашу группу в «Телеграме» — там вас ждет общение с криптоэнтузиастами, помощь от наших экспертов и эксклюзивные комментарии опытных аналитиков.
The post Юридические нюансы криптовалютного бизнеса: что важно знать appeared first on BeInCrypto.