О буме мем-коинов и его последствиях для криптоиндустрии.
Начавшиеся как шутка, мем-коины стали неотъемлемой частью криптовалютной экосистемы. Основанные на популярных персонажах и юморе, некоторые монеты нашли свою аудиторию и привлекли множество сторонников, образовав сильные сообщества и разработчиков.
Казалось бы, у сектора есть примеры, как развиваться дальше. Но вместо того, чтобы предложить что-то уникальное или инновационное, в общей массе мем-коины стали одним из самых волатильных и спекулятивных рынков.
Сообщество пристально следит за каждым словом лидеров мнений, чтобы превратить подходящее в токен, новички надеются на нем разбогатеть (но богатеют только инсайдеры), даже политики включаются в эту гонку. К чему может привести этот тренд и чем он грозит криптоиндустрии, разбираемся в материале.
Самым известным представителем сегмента считается Dogecoin (DOGE). Он первым вошел и закрепился в топ-10 криптоактивов по капитализации (CoinGecko), составляя конкуренцию более серьезным проектам.
Dogecoin задумывался как шутка на тему стремительно растущего числа криптовалют, однако вокруг него сразу сформировалось сильное сообщество. Самым главным амбассадором проекта стал миллиардер Илон Маск — его активное продвижение перезапустило развитие сети и расширило круг пользователей. В том числе за счет знаменитостей вроде Snoop Dogg, Lil Yachty и Марка Кьюбана.
Внутри собаки. Как организована инфраструктура DogecoinВероятно, Dogecoin обязан своей популярностью именно несерьезным подходом к серьезным вещам. У проекта есть инфраструктура, планы по развитию и команда разработчиков. За 11 лет мем-токен прошел длинный путь принятия, став популярным инструментом среди мерчантов для оплаты покупок. Он же запустил тренд на появление «собачих монет».
Shiba Inu и Floki Inu оказались по идейному и внутреннему наполнению не хуже, чем Dogecoin. Команда первого проекта активно развивает его, предлагая сообществу метавсленную, L2-решение поверх Ethereum и планы превратить SHIB — основной актив экосистемы — из мема в utility-токен.
Серьезными планами делились и в Floki Inu. В конце 2024 года разработчики заявили о подготовке к запуску ETP для европейских инвесторов.
Перечисленные выше примеры демонстрируют, что мем-коины способны эволюционировать в полноценные криптоэкосистемы с реальными разработками. Однако для этого требуются усилия команды, внимание к конечному продукту и поддержка сообщества. Как показывает практика, такие проекты — скорее исключение, и большинство представителей сектора становятся инструментами для спекуляций.
Мем-коины снизили барьер для входа в индустрию — не нужно покупать первую или вторую криптовалюты в надежде на иксы, теперь их можно получить, вовремя вложившись в мем-коин. Но даже этот этап все еще сдерживал массовые спекуляции — создателям нужно как минимум разбираться в технической части, что могли не все.
Ситуацию изменила Pump.fun — платформа на базе Solana, упростившая процесс появления новых активов до минимума. С момента начала работы «фабрики мем-токенов» ее суммарный доход от комиссий достиг $431 млн. Пользователи запустили свыше 6,3 млн монет с общей капитализацией более $5 млрд, но далеко не все в итоге продолжили свое существование.
Простота создания мем-токена привела к буму спекулятивных монет, не обеспеченных ничем. Значительно упростилась работа мошенников, начался расцвет инсайдерской торговли. Любое высказывание лидеров мнений стало восприниматься как сигнал к появлению очередного шиткоина.
В Binance объяснили популярность мем-коинов и ИИ-агентовВ январе 2025 года против оператора Pump.fun, компании Baton Corporation, подали коллективный иск. Проект обвинили в продаже незарегистрированных ценных бумаг в виде токенов, содействии в организации схем Понци и Pump & Dump. Однако это произошло в момент, когда изменения в подходе Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) и в целом властей к регулированию крипторынка уже начались.
Сектор мем-коинов привлек ставшего неожиданно дружественным к криптовалютам Дональда Трампа. Его не смутил статус главы государства, возможные нарушения законов и вопросы этики. За два дня до инаугурации политик сообщил о запуске TRUMP, который стремительно взлетел и быстро перешел в коррекцию — инвесторы понесли убытки на сумму около $2 млрд. Примеру супруга последовала Мелания Трамп. На момент написания ни SEC, ни какой-либо другой регулятор пока не заинтересовался активом.
Примерно в это же время странная история развивалась на другом континенте. 9 февраля в X-аккаунте президента Центральноафриканской Республики (ЦАР) Фостена-Аршанжа Туадеры появился анонс запуска государственного мем-токена CAR. Многие усомнились в реальности происходящего, хотя на пике капитализация актива достигла $1,05 млрд. Но за сутки CAR подешевел на 96%, и если это был действительно «эксперимент», призванный помочь национальному развитию и вывести страну на международную арену, то он провалился.
Звание самого скандального проекта пока удерживает LIBRA, не без помощи президента Аргентины Хавьера Милея. Он прорекламировал токен, чем спровоцировал его рост, который тоже был недолгим. Впоследствии глава государства попытался откреститься от проекта, но его все равно обвинили в мошенничестве, участии в схеме Pump & Dump и пригрозили импичментом.
Ситуацией опять почему-то не заинтересовались регуляторы, вместо них за дело взялись исследователи и аналитики. Они усмотрели связь между командами, ответственными за запуск мем-токенов LIBRA и MELANIA.
Вслед за Gotbit. На рынке появилась крупная группа скамеровПроисходящее пока не кажется катастрофой, но уже несет серьезные репутационные риски для криптоиндустрии, которая вроде бы прошла этап «Дикого Запада».
В беседе с журналистами сооснователь BOB Дом Харц отметил, что скандалы вокруг LIBRA, а ранее — TRUMP, MELANIA, BARRON и HAWK, подорвали репутацию Solana. Так, задуманная как «убийца» Ethereum сеть стала все чаще ассоциироваться не с инновациями, а с мошенничеством, скамом, инсайдерами и памп-схемами.
«Нарратив Solana как лучшей розничной сети по приему клиентов только что изменился и стал ассоциироваться с мошенничеством и инсайдерской торговлей. Чтобы исправить это, потребуется время», — считает соучредитель Rollup Ventures под ником Andy.
Согласно опросу Chainplay среди 1066 респондентов, почти 80% криптоинвесторов вложились в одобренные президентами мем-коины TRUMP, CAR и LIBRA, но две трети потеряли деньги.
«Вместо того, чтобы способствовать долгосрочной вовлеченности, эти мем-коины привели к значительному разочарованию. Высокая волатильность, быстрые циклы Pump & Dump и отсутствие устойчивой ценности смогли многих оттолкнуть», — отметили исследователи.
По их данным, для 37% инвесторов «президентские» токены стали первым опытом в индустрии цифровых активов. 21% новичков после этого отказался от дальнейшего участия в рынке. Таким образом, нестабильный и спекулятивный сектор грозит помешать массовому внедрению криптовалют, к которому стремится индустрия.
Мем-коины по большей части перестали быть проектами со своей историей, инфраструктурой и целями. Теперь они выглядят как возможность для обогащения инсайдеров, мошенников и желающих быстро заработать.
Если индустрии необходим долгосрочный рост, ее участникам важно сделать так, чтобы пользователи видели в криптовалютах не только инструмент для спекуляций, но и финансовую систему будущего.