Однажды молодой художник, работавший в цифровом агентстве, проснулся и обнаружил, что его работу за ночь выполнил искусственный интеллект. Кажется, именно так могла бы начинаться современная версия знаменитой новеллы Кафки — настолько стремительно меняется творческая индустрия под натиском новых технологий. Но в отличие от кафкианского героя, превратившегося в насекомое, современный художник превращается в нечто большее —… Сообщение Кафка бы одобрил: как искусственный интеллект меняет природу цифрового творчества появились сначала на Hash Telegraph.
Однажды молодой художник, работавший в цифровом агентстве, проснулся и обнаружил, что его работу за ночь выполнил искусственный интеллект. Кажется, именно так могла бы начинаться современная версия знаменитой новеллы Кафки — настолько стремительно меняется творческая индустрия под натиском новых технологий. Но в отличие от кафкианского героя, превратившегося в насекомое, современный художник превращается в нечто большее — в существо, способное управлять целыми вселенными цифрового искусства.
Эта метаморфоза происходит прямо сейчас. 2024 год стал временем глобальных перемен в мире искусства, когда каждый день приносил новые открытия в области генеративных технологий. Одни творцы воспринимали это как цифровой апокалипсис, другие — как революционный прорыв к новым горизонтам самовыражения. И пока первые оплакивали смерть традиционного искусства, вторые уже создавали нечто принципиально новое — симбиоз человеческого воображения и машинного разума.
Социальные платформы стремительно интегрируют генеративные инструменты в свои сервисы. К 2025 году создание уникального визуального контента станет таким же обыденным делом, как написание постов. Но означает ли это девальвацию искусства?
Ответ приходит неожиданно — со стороны профессиональных художников, которые не побоялись экспериментировать с новыми технологиями. Шведская художница Лела Ампаро (Lela Amparo) создает поразительные миры, где реальные фотографии переплетаются с порождениями искусственного разума. Ее работы напоминают сны, в которых знакомые пейзажи внезапно переходят в фантастические измерения, наполненные загадочными порталами и невозможными структурами.
Цифровое искусство Лелы АмпароВ этом сюрреалистическом мире появляются удивительные гибриды — художники, сознательно сливающиеся с искусственным интеллектом. Поэтесса Саша Стайлз (Sasha Stiles) создала цифровое альтер-эго по имени Technelegy. Это не просто инструмент или помощник — это полноценная творческая сущность, где человеческая интуиция сплетается с вычислительной мощью машины.
Выставка Саши Стайлз в ЛондонеРаботы Стайлз, уже замеченные Gucci и MoMA, демонстрируют главное преимущество такого союза: способность создавать произведения, недоступные ни человеку, ни машине по отдельности. А турецко-американский художник Рефик Анадол (Refik Anadol) идет еще дальше, превращая целые здания в живые организмы, где архитектура растворяется в потоках данных и цифровых метаморфоз.
«Искусственная реальность: коралл». Рефик АнадолНо у этой революции есть и темная сторона. Getty Images требует $1,7 млрд компенсации от Stability AI за несанкционированное использование 12 млн фотографий. В киноиндустрии разгорается скандал вокруг 139 000 сценариев, использованных для обучения нейросетей без согласия авторов.
Технология блокчейн может стать спасательным кругом в этом хаосе, обеспечивая прозрачность и защиту авторских прав в цифровую эпоху. Европейский союз уже сделал первый шаг, приняв в марте 2024 года исторический Акт об искусственном интеллекте.
Статистика безжалостна: заказы для графических дизайнеров на платформах Upwork и Fiverr стремительно падают, а количество вакансий на Indeed сократилось на 36% за третий квартал 2024 года. Но природа не терпит пустоты — на месте исчезающих профессий возникают новые: операторы нейросетей, кураторы искусственного интеллекта, архитекторы цифровых вселенных.
Эта трансформация напоминает великое вымирание динозавров, открывшее путь к эволюции млекопитающих. Массивные, неповоротливые бизнес-модели прошлого уступают место более гибким и адаптивным формам творческой деятельности.
В 2025 году мы увидим расцвет ретрофутуризма — художественного направления, которое переосмысливает образы будущего, созданные в середине XX века. Летающие автомобили с плавниками, роботы в стиле ар-деко, неоновые города под куполами — эта эстетика отражает нашу тоску по временам, когда технологический прогресс казался понятным и безопасным. Художники будущего, вооруженные инструментами вроде DALL-E и SDXL, превратят эти ностальгические фантазии в новую цифровую реальность. Успех будет сопутствовать тем, кто сумеет виртуозно управлять этим оркестром искусственных интеллектов, создавая многослойные произведения на грани прошлого и будущего.
Мы стоим на пороге новой эры, где человек больше не единственный творец прекрасного. Но вместо того чтобы превратиться в насекомое, раздавленное технологическим прогрессом, он эволюционирует в следующую ступень развития — homo creativus, существо, способное творить в симбиозе с искусственным интеллектом. И может быть, именно этот новый вид человека создаст искусство, достойное XXI века.
Канал Anton Elston — это актуальная информация об IT, блокчейне, NFT и онлайн-образовании. Здесь развивается метавселенная DEXART и происходит погружение в мир ИИ
Сообщение Кафка бы одобрил: как искусственный интеллект меняет природу цифрового творчества появились сначала на Hash Telegraph.