Теория и практика арестов цифровых активов — в юридическом разборе от команды ШАРД.
Арестовать криптовалюты, кажется, невозможно хотя бы из-за распределенного характера блокчейна. Однако на практике российские суды не только выносят соответствующие постановления, но и добиваются их реализации.
В том, как именно это происходит, разобралась команда ШАРД.
Вопросы ареста и конфискации криптовалют неоднократно становились предметом рассмотрения российскими судами, решения которых определили их статус в гражданском и уголовном процессе, несмотря на отсутствие четкого регуляторного законодательства на федеральном уровне. В настоящее время большинство судов в России признают подобные активы имуществом.
В уголовной практике, в частности по вопросам отмывания и легализации доходов, полученных преступным путем, действует постановление Верховного суда Российской Федерации (ВС РФ) от 26 февраля 2019 года, в котором криптовалюты приравниваются к денежным средствам и могут быть расценены как орудие преступления.
В гражданском производстве одним из примеров признания цифровых активов имуществом служит определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 2 февраля 2021 года N 44-КГ20-17-К7, 2-2886/2019. В рамках этого дела рассматривался спор ПАО «Сбербанк» о неосновательном обогащении к продавцу криптовалют на P2P-площадке, который попал в мошенническую схему «треугольник».
Ответчик получил спорные денежные средства в качестве платы за проданную им криптовалюту, и ВС РФ подтвердил, что правовые основания для получения денежных средств продавцом имелись, тем самым косвенно признав криптовалюту имуществом.
Таким образом, при отнесении цифровых активов к имуществу на них должны распространяться положения статьи 115 УПК РФ о порядке ареста, то есть «запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться и в необходимых случаях пользоваться им, а также в изъятии имущества и передаче его на хранение».
Аналогично на криптовалюты могут распространяться положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства в части конфискации, то есть «принудительного безвозмездного изъятия и обращения в собственность государства на основании обвинительного приговора суда»: статья 104.1 УК РФ среди объектов, на которые распространяется конфискация, указывает «иное имущество».
Законодатель пока в полной мере не установил порядок оборота криптовалют, правила их ареста и конфискации, однако в реальных общественных отношениях за сравнительно небольшой срок сложилась определенная практика.
Практически полная невозможность блокировки цифровых активов в распределенных сетях означает, что арест на них получится наложить лишь в следующих ситуациях:
Предоставление ключей доступа или их получение иным путем к криптокошельку (аккаунту на криптобирже), где находятся активы, подлежащие аресту, не обеспечивает их сохранность и безопасность до перевода на контролируемый правоохранительным органом кошелек. Это же относится и к носителям некастодиального хранения: сообщники подозреваемых могут получить доступ к активам через функцию восстановления криптокошелька либо иметь ключи от аккаунта на бирже.
Чтобы исключить доступ третьих лиц, криптовалюты часто переводятся на некастодиальные кошельки, подконтрольные сотрудникам правоохранительных органов, с оформлением протокола наложения ареста на имущество.
В ряде случаев возможен перевод средств на кошелек потерпевшего (например, когда это его похищенные средства и такое «ответственное хранение» осуществляется в рамках возмещения ущерба), однако здесь возникают проблемные аспекты безопасности и распоряжения арестованными активами.
Еще одной практикой является продажа через обменный сервис, криптобиржу или P2P-площадку, которое может иметь место, например, при добровольном согласии владельца активов. В этом случае полученные денежные средства подлежат аресту в общем порядке.
Однако такой подход несет множество рисков. Конвертация служит в большей степени мерой принуждения, а подозреваемый в случае непризнания судом его вины может потребовать компенсацию ущерба и возмещения убытков, понесенных в случае, если проданные активы за время судебного следствия выросли в цене.
В конце 2023 года Госдума и МВД России направили в Министерство финансов поручение для подготовки предложений о создании государственной платформы для конфискации криптовалют до 1 октября 2024 года. По состоянию на ноябрь 2024 года информация о реализации проекта не поступала.
Практика конфискации криптовалют в юрисдикциях, где их оборот урегулирован, идет по пути того, что изъятые активы реализуются через биржу и полученные средства поступают в доход государства. Примеры продажи криптовалюты на миллионы и даже миллиарды долларов часто встречаются в практике США, Китая, Финляндии, Германии.
Кроме того, в странах, где оборот криптовалют урегулирован, конфискованные активы переходят после решения суда в пользование государства на подконтрольные ему адреса и могут выступать в том числе как инвестиционный инструмент.
В России, несмотря на то, что цифровые активы часто становятся объектом и предметом по уголовным и гражданским делам, есть примеры, когда потерпевшему возвращали похищенные средства или компенсировали потери фиатом, однако публичной информации о реализации государством конфискованной криптовалюты путем продажи ее через иностранную биржу пока нет.