Самые перспективные децентрализованные площадки не только для начинающих музыкантов, но и для состоявшихся артистов.
Стриминговые сервисы в свое время произвели революцию в производстве, распространении и потреблении музыки. Сейчас скауты в поисках будущих звезд прослушивают тысячи записей онлайн, благодаря SoundCloud раскрыли свои таланты всемирно известные Били Айлиш и Doja Cat, а число пользователей Spotify превышает 615 млн.
Однако у гигантов индустрии не все так гладко, а независимые артисты в поисках богатства и признания все чаще уходят на альтернативные площадки. ForkLog разобрался, как появились Web3-аналоги стриминговых платформ и какие возможности они предоставляют начинающим музыкантам, простым слушателям и криптоинвесторам.
К 2006 году многие мобильные устройства уже имели доступ к интернету и встроенный проигрыватель. Тогда программисту из Швеции Даниэлю Эку пришла идея прослушивать музыку словно по радио, без необходимости скачивать треки.
В 2008 году в Европе официально запущен сервис Spotify с возможностью ежемесячной подписки. Права на стриминг компания приобрела у звукозаписывающих гигантов: Universal, Warner, Sony и EMI. К 2013 году библиотека сервиса включала 20 млн композиций и была доступна для 24 млн подписчиков в более чем 30 странах.
Одновременно со Spotify выпускники шведского Королевского технологического института Алекс Льюнг и Эрик Вальфорс представили платформу SoundCloud. Основная идея заключалась в создании открытого комьюнити музыкантов с возможностью обмена композициями и их обсуждения.
К 2012 году SoundCloud добилась признания таких звездных исполнителей, как Snoop Dogg, Destiny’s Child и The Strokes, провела третий раунд финансирования, открыла новые офисы в Лондоне и Сан-Франциско. Аудитория площадки к тому моменту насчитывала 10 млн зарегистрированных пользователей.
Proof-of-Event: NFT-билеты в будущее Web3Однако вскоре ситуация изменилась: в 2013 только 5% клиентов SoundCloud владели платной подпиской. Чтобы удержаться на плаву, потребовалось несколько крупных денежных вливаний и перестановки в руководстве. Изменение курса компании на более коммерческий оттолкнуло от площадки значительную часть музыкантов, стремящихся к творческой свободе и независимости от конъюнктуры.
«Оптимизация» бизнес-стратегии периодически играет злую шутку и со Spotify. Так, в 2016 году пользователи сервиса не дождались выхода последнего на тот момент альбома Radiohead: одна из самых популярных групп в мире бойкотировала сервис, угрожающий, по мнению музыкантов, будущему индустрии. А в ноябре 2023 года руководство Spotify пересмотрело порядок выплат роялти — в пользу и без того успешных артистов и в ущерб начинающим.
Хотя подобные площадки дали старт карьере многих исполнителей и даже сформировали целый жанр саундклауд-рэп, непрозрачные модели монетизации контента и зависимость от корпораций заставляют музыкантов искать альтернативные способы делиться творчеством.
С развитием Web3 многие исполнители стали минтить свои песни и даже выпускать целые альбомы в виде NFT.
Таким способом в 2021 году группа Kings Of Leon продала альбом When You See Yourself, выручив $2 млн. А в марте 2024 года рэпер Ghostface Killah из Wu-Tang Clan анонсировал эксклюзивную музыку в виде Ordinals на блокчейне биткоина. Так возникло понятие музыкального NFT, ставшее основой криптомузыки.
Образовавшийся стек представлен приложениями, которые оперируют преимущественно невзаимозаменяемыми токенами: NFT-маркетплейсами, ДАО, стриминговыми сервисами, краудфандинговыми платформами и даже целыми лейблами.
Достоинства музыкальных dapps:
Обычно музыкальные NFT подтверждают только владение токеном, привязанным к музыкальному файлу, и не предоставляют никаких дополнительных прав, включая роялти. Несколько проектов, работающих с расширенными функциями:
Opulous. Интегрирует роялти в токены MFT (Music Fungible Token). Владельцы токенов получают долю в авторских правах посредством договора с артистом. Платформа также предлагает инновационные функции: музыканты могут брать DeFi-кредиты под стоимость роялти, которые они генерируют в течение года. В свою очередь, инвесторы получают доходы от предоставленного финансирования.
Держатели токена OPUL обладают приоритетом во всех активностях на платформе, а также могут стейкать монету, что приносит пассивный доход. Dapp изначально развернуто в сети Algoland и сейчас проходит процесс миграции на Arbitrum.
MFT-коллекции. Данные: Opulous.Royal. Помогает артистам выпускать NFT с роялти — Limited Digital Assets (LDA). Они позволяют делиться доходами от стриминга с владельцами токенов. В октябре 2021 года диджей 3LAU выпустил первый LDA на этой платформе для своей песни Worst Case.
Помимо NFT-маркетплейсов общего назначения вроде OpenSea и Rarible существуют специализированные музыкальные площадки. Некоторые из них содержат дополнительный набор функций: стриминговый сервис, звукозаписывающую студию.
Audius. Вышедшая в 2020 году платформа объединяет в себе магазин музыкальных NFT, стриминг, обмен музыкой и сообщениями. Артисты могут взаимодействовать с поклонниками, делиться своими работами и монетизировать треки с помощью токена AUDIO. Платформой пользуются такие музыканты, как Skrillex, Diplo, deadmau5, 3LAU и The Stafford Brothers.
В 2020 году инкубатор Binance Labs стал основным инвестором децентрализованного протокола, который привлек $1,25 млн. В следующем году компания провела успешный раунд финансирования на $5 млн. Среди инвесторов были звезды первой величины: Кэти Перри, Nas, The Chainsmokers, Джейсон Деруло и Pusha T.
Пользователям доступны сети Solana и Ethereum, само приложение имеет как десктопную, так и мобильную версию на iOS и Android.
Catalog. Компания по продаже NFT, основанная на протоколе Zora. Цифровой магазин, который также служит платформой для общения и стриминга. В отличие от других площадок, на Catalog размещаются только уникальные записи.
Dapp позволяет выпускать музыку на сторонних сервисах. Ранее артисты могли получать 100% от первоначальных продаж и комиссионные от перепродаж. В июле 2024 года компания провела ребрендинг, расширила виды деятельности и изменила монетизацию на формулу: 85% — артисту, 15% — в фонд развития.
Бразильские грайндкорщики выбирают Web3. Данные: Sound.xyz.Запущенная в декабре 2021 года стриминговая платформа Sound.xyz позволяет выпускать треки ограниченным тиражом, например, для совместного владения одним произведением в виде 25 NFT.
Площадка известна частой раздачей аирдропов музыкальных коллекций — несколько раз в неделю — что способствует повышению узнаваемости новых исполнителей.
В 2023 году стартап привлек $20 млн в рамках раунда финансирования Серии А во главе с криптоподразделением венчурного фонда a16z. Среди других участников: Snoop Dogg, актер Эштон Катчер, продюсер Райан Теддер, продюсер Tay Keith.
В том же году для снижения стоимости транзакций в dapp интегрировали OP Mainnet и выпустили песню про Виталика Бутерина с бесплатным минтом. Музыкальный NFT создали соучредитель Optimism Бен Джонс и соучредитель Sound.xyz Gigamesh.
У проекта пока нет своего токена — значит, есть шанс получить аирдроп за сетевую активность. В конце 2023 года компания отчиталась о достижениях: аудитория платформы достигла 2555 артистов, выпустивших более 5500 песен, музыканты смогли заработать более $6 млн.
Viberate. Профессиональная музыкальная платформа для мониторинга трансляций, прямых эфиров, работы со статистическими данными артистов и произведений. Для продюсеров и менеджеров доступны инструменты обнаружения талантов. На платформе можно отслеживать характеристики артистов, статистику стриминга, рост фан-базы.
Запущенный на Ethereum токен VIB используется для внутренних расчетов и проведения торговых операций.
Из проектов с узкой специализацией, уклоном в ИИ-ассистентов звукозаписи и создание нейроконтента можно выделить следующие:
Музыкальные NFT и ончейн-платформы для стриминга стали обычным явлением с развитием dapps на разных блокчейнах. Успехи Audius и Sound.xyz говорят о возможностях расширения экосистемы.
Большинство Web3-музыки представлено платформами, похожими на SoundCloud, но с дополнительными криптофункциями. С помощью таких приложений, как показала практика, молодые авторы способны привлечь большую сумму средств за более короткий срок, чем в Spotify. Последняя в погоне за криптопоездом уже неоднократно тестировала доступ к плейлистам через NFT.
Текст: Сергей Голубенко